Кейс: коммерческое использование имени для фотокурсов

Недавно мы получили очень интересный вопрос о возможности использования известного имени в рекламных целях. Мы решили оформить его в кейс и поделиться с Вами нашим взглядом на ситуацию.


Вопрос: 

Планирую тренинг для фотографов, в котором буду обучать приемам фотосъёмки зарубежных мастеров, входящих в известное мировое фотоагентство.

Сами приемы не являются секретом. Они становятся понятными при внимательном рассмотрении фотографий авторов, взятых из открытых источников в интернете, в т.ч. с сайтов авторов этих фотографий.
В связи с этим 2 вопроса:
1. На каких условиях я имею право использовать имена этих известных фотографов в своих рекламных объявлениях тренинга?
2. На каких условиях я имею право использовать название мирового фотоагенства в рекламных объявлениях?

Ответ:

Имярек, здравствуйте!
Отвечаем по порядку.

1. Об  использовании имени


В соответствии с законодательством РФ права иностранного физического лица на имя, его использование и защиту определяются его личным законом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другими законами (1198 ГК РФ).
Иными словами, пределы использования имени гражданина другого государства определяется его законодательством.
Поэтому выдать какие-либо рекомендации без cведений относительно гражданства известного фотографа затруднительно.

Если Вы вдруг решите использовать для мастер - класса имя известного российского фотографа, например, Георгия Пинхасова, то дела обстоят следующим образом.

Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственное имя, а также отчество. (п. 1 ст. 19 ГК РФ)

Имя физического лица или его псевдоним могут быть использованы с согласия этого лица другими лицами в их творческой деятельности, предпринимательской или иной экономической деятельности способами, исключающими введение в заблуждение третьих лиц относительно тождества граждан, а также исключающими злоупотребление правом в других формах. (п.4 ст. 19 ГК РФ).

Согласно п. 5 ст. 19 ГК РФ гражданин вправе потребовать возместить вред, который возник в результате неправомерного использования его имени.

Таким образом, на использование имени в коммерческих целях нужно получить согласие физического лица, желательно в письменной форме. В ином случае такое использование будет неправомерным.
Данный вывод подтверждает  судебная практика

Особое мнение

Если используется имя иностранного мастера фотографии без его согласия, то вряд ли с этим возникнут проблемы. Крайне маловероятно, что иностранный мастер будет защищать свои права в российском суде. 


2. Об использовании названия


Здесь многое зависит от того, есть ли у агентства зарегистрированный товарный знак.
Так как в вопросе нет конкретного названия, возьмем для примера самое авторитетное фотоагентство – MAGNUM PHOTOS.

В соответствии с российским законодательством, правообладатель товарного знака вправе использовать его любым не запрещенным законом способом, в том числе на вывесках, рекламных объявлениях и пр. (1484 ГК РФ).
Использование товарного знака без согласия правообладателя признается нарушением его прав и может повлечь за собой ответственность в размере от 10 000 до 5 000 000 рублей (1515 ГК РФ). 
 
Все эти условия применимы к тем товарным знака, которые зарегистрированы на территории РФ.

MAGNUM PHOTOS  является товарным знаком с международной регистрацией  в США, Китае, Европе, Южной Кореи, Японии.

На территории РФ товарный знак не зарегистрирован. Следовательно, использование названия фотоагентства MAGNUM PHOTOS в вывеске к фото курсу не является нарушением.

Если же речь идет о другом фото агентстве и оно имеет зарегистрированный товарный знак на территории РФ, на  использование его названия в рекламных материалах фотокурса  нужно будет будет  получить согласие от правообладателя.  

О том как правильно оформить согласие, можно прочитать здесь.


Возврат к списку

Похожие статьи

Спасибо!

Мы получили ваше сообщение и ответим в ближайшее время!

К сожалению, что-то сломалось!

Мы не можем отправить ваше сообщение.
Приносим свои извинения за доставленные неудобства.
Позвоните, пожалуйста, нам по номеру