Защита деловой репутации

Как известно, конкуренция – двигатель прогресса. Вот только конкуренция конкуренции рознь.
Компании, не способные выиграть борьбу честным способами, начинают распускать ложную информацию о других участниках рынка.
Пострадавшим приходится оправдываться и отшучиваться. Ведь даже самые абсурдные слухи могут отпугнуть клиентов.
А недобросовестный конкурент, почувствовав свою безнаказанность, продолжает распространять недостоверную информацию.
В этой статье мы расскажем, как защитить репутацию компании и охладить пыл недобросовестных конкурентов.


Общие положения

Компания вправе требовать по суду опровержения сведений, порочащих ее деловую репутацию, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности (ст. 152 Гражданского Кодекса РФ).

Дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности рассматриваются в арбитражных судах.

Что можно требовать?

  • Удаление ненадлежащих сведений.
  • Опубликование опровержения.
Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения компании, или другим аналогичным способом. 
  • Взыскание убытков
Под убытками подразумевается реальный ущерб и упущенная выгода.

Кто будет ответчиком?

Ответчиками по делу о защите деловой репутации являются:

1. Авторы не соответствующих действительности порочащих сведений
Если автором является работник, который делал это в связи с осуществлением профессиональной деятельности от имени организации, то ответчиком будет выступать организация. 

2. Лица, распространившие эти сведения.
Если информация находится на сайте, ответчиком может быть владелец доменного имени.

Что нужно будет доказать?

Доказывать ложность распространенной информации не нужно. Сам ответчик должен предоставить подтверждения того, что опубликованные им сведения являются правдой.

Истцу для вынесения судом положительного решения нужно будет доказать:

1. Факт распространения ответчиком сведений об истце

Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу.

ВНИМАНИЕ!
Для подтверждения распространения сведений в Интернете недостаточно просто сделать распечатку страницы сайта.
Следует обратиться к нотариусу за проведением процедуры «протокол осмотра веб-сайта».


2. Порочащий характер распространенных сведений

Порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют деловую репутацию юридического лица.

Осенью 2013 г. в Гражданский кодекс РФ вступили поправки, в соответствии с которыми компания может требовать опровержения сведение и взыскание убытков, даже если cведения не носят порочащий характер. (п.10. ст. 152 ГК РФ). Но в этом случае доказывать ложность распространенных сведений должен будет истец, а не ответчик.

3. Размер причиненных убытков

Под убытками понимаются расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления его нарушенного права, а также утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб) и неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Как показывает  судебная практика , для подтверждение убытков нужно будет доказать:

  • факт сформированной деловой репутации истца
  • факт утраты доверия к его репутации (например, сокращение числа клиентов, снижение потенциальных обращений, разрыв заключенных договоров, утрата конкурентоспособности).

При выявлении причинно-следственной связи между действиями ответчика и возникновением неблагоприятных последствий на стороне истца суды должны учитывать наличие реальной возможности влияния действий ответчика на формирование мнения об истце у третьих лиц.

Альтернатива

Если для Вас не так важно взыскание убытков с конкурента, то Вы можно обратиться вместо суда в антимонопольные органы. Как правило, они рассматривают дела быстрее.

Обоснованием для обращения является нарушение пп.1 п.1 ст. 14 ФЗ «О конкуренции» который звучит так: не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.

В случае если антимонопольные органы обнаружат в действиях распространителя признаки недобросовестной конкуренции, на нарушителя может быть наложен штраф в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. ( п.1 ст. 14. 33 КоАП РФ).

Такие санкции научат конкурента вести в дальнейшем только честную борьбу.

Вместо заключения

В этой статье мы рассмотрели только те случаи, когда сведения распространяются непосредственно конкурентами, а не через средства массовой информации.
Для СМИ существуют некоторые оговорки, которые мы разберем в одной из следующих статей.

Возврат к списку

Остались вопросы?

Исправьте следующие ошибки при заполнении формы:

Спасибо!

Мы получили ваши контакты и свяжемся с вами в ближайшее время!

К сожалению, что-то сломалось!

Мы не можем отправить ваше сообщение.
Приносим свои извинения за доставленные неудобства.
Позвоните, пожалуйста, нам по номеру