база знаний
Смотреть все
вернуться назад

Какой договор для онлайн-курсов вам нужен?

Периодически наши клиенты спрашивают, когда для видеокурсов надо использовать лицензионный договор, а когда – договор на образовательные услуги. В свете повышенного внимания к блогерам, продающим курсы, решили поделиться с вами нашим опытом. Спойлер: все индивидуально :)

Автор:

Юрист
Екатерина Микулич

В Рунетлексе
с 2022 года

Когда нужен договор на образовательные услуги

Договор на образовательные услуги подойдет, если есть процесс обучения (т.е. образовательная деятельность). Хорошая аналогия для сравнения – обучение в университете или на курсах в офлайн-формате. 

Сухое определение из закона “Об образовании” гласит, что образовательная деятельность – это деятельность по реализации образовательных программ.

В судебной практике были сформированы критерии для отнесения деятельности к таковой:

  1. наличие программы и расписания занятий;

  2. наличие преподавателей;

  3. подходящий для обучения код ОКВЭД;

  4. выдача документа об образовании.

Все эти критерии применимы и к онлайн-курсам.

Стоит учитывать, что для образовательной деятельности может потребоваться лицензия. Подробнее мы писали об этом здесь.

Курсы можно продавать без образовательной лицензии, если:

  1. у курсов нет программы занятий;

  2. занятия проводятся нерегулярно;

  3. для курсов не наняты преподаватели;

  4. у компании нет подходящего для обучения кода ОКВЭД;

  5. компания не выдает документы об образовании.

Лишь одного критерия может быть достаточно для отнесения деятельности к образовательной. Например, если в компании есть программа курсов с темами занятий и расписанием. 

Соответственно, если есть критерии, показывающие системность процесса образования, то возможно, нужен именно договор на образовательные услуги, а вместе с ним, вполне вероятно, и лицензия на образовательную деятельность.

А что насчет лицензионного договора

Лицензионный договор тоже часто используется в сфере обучения. Он удобен, если вы предоставляете доступ к курсу через онлайн-платформы, специальные системы (например, SCORM) или закрытые чаты Telegram.

В таком случае автор курса (предположим, он же единственный правообладатель) заключает со слушателями лицензионный договор на курс: предоставляет доступ к своей интеллектуальной собственности (это могут быть вебинары, чек-листы, статьи). 

Такая конструкция удобна, к примеру, в ситуациях, когда:

  1. работодатель проводит обучение по навыкам продаж и общения для менеджеров;

  2. психолог рассказывает о техниках работы со стрессом для читателей блога;

  3. визажист показывает техники и приемы макияжа;

  4. фитнес-тренер рассказывает о способах снижения веса;

  5. редактор рассказывает о работе с текстом.

Во всех этих случаях правообладатель дает слушателям курса доступ к контенту, но не выдает по итогам прохождения курса никаких документов: сертификатов, документа об образовании или диплома о профессиональной переподготовке.

Конструкция лицензионного договора удобна, если предполагается “открыть” доступ к материалам, но не контролировать их изучение слушателями. Этот вариант также подходит, когда правообладатель хочет предусмотреть возможность не возвращать деньги, если доступ к курсу слушатель получил, но материалы изучать не стал.

Стоит учитывать, что при этом признаков образовательной деятельности, о которых мы говорили выше, может и не быть (расписание, программа и остальные). Но выбор той или иной конструкции должен быть основан именно на ваших бизнес-процессах.

А можно попроще

Да, если, например, у вас своя онлайн-школа, материалы размещены на платформе, а после прохождения курсов слушатели не получают никакого документа об обучении. Покупателей курсов так много, что вам будет удобнее единый шаблон для всех слушателей. 

В таком случае оферта будет наиболее удобным вариантом. В её тексте будут предусмотрены условия, которые позволят:

  • получить деньги от слушателей в удобные сроки и подходящим вам способом;

  • ограничить запросы слушателей на дополнительные консультации и вопросы;

  • установить требования для слушателей, если это необходимо  - собеседование или тестовое задание;

  • указать срок доступа к материалам курса;

  • определить, как слушатель может отказаться от курса и в каком объеме возвращаются деньги и т.п.

Про оферты для онлайн-школ мы тоже писали раньше, вот здесь.

Важно учитывать, что в каждом конкретном случае документ должен отражать реальный процесс обучения, а из текста должно быть понятно, какие конкретно условия предлагает школа или лектор.

Рекомендации
  1. Поймите процесс и цель обучения в вашем конкретном случае. Курс “для общего развития” и “повышение квалификации” – разные вещи.
  2. Постарайтесь сформулировать тот результат, который вы хотите получить от документа в первую очередь: защитить вашу интеллектуальную собственность (видео, статьи и чек-листы) и не выдавать сертификат или диплом о прохождении обучения или описать стадии обучения и их результат (например, домашние работы и экзамен) с указанием на условия, при которых возможно получить документ об образовании.
  3. Оцените объем продаж: готовы ли вы заключать письменный договор с каждым из слушателей или хотите предлагать одинаковые условия всему потоку?
  4. Обратитесь к юристам за составлением понятного документа, который будет больше всего подходить под вашу ситуацию.