база знаний
Смотреть все
вернуться назад

Топ-5 мифов договорной работы

Собрали вредные убеждения, которые мешают работать юристам и их клиентам, и описали решения, которые могут помочь юристу наладить работу с клиентами.

Автор:

Юрист
Екатерина Микулич

В Рунетлексе
с 2022 года

1. «Договор читают от корки до корки»

Как правило, когда юрист направляет договор своему клиенту, то ожидает пусть и не детального, но все же погружения в договор.

Но не все клиенты (особенно предприниматели и собственники бизнеса) готовы открывать документ и смотреть каждый комментарий юриста. Совершенно точно им не понравится читать документ хотя бы без пары сопроводительных фраз.

Еще обиднее, если вы направляете договоры контрагентам и ожидаете ответственного подхода от другой стороны, а менеджер в лучшем случае просмотрел текст «по диагонали». 

Некоторые менеджеры читают условия про оплату, сроки, этапы и санкции максимум и даже не отдают договор юристу (в зависимости от того, как настроен процесс работы на стороне контрагента, разумеется). И даже самые понятные и полезные формулировки про коммуникацию, действия контрагента и его обязательства могут остаться незамеченными. 

Поэтому мы пишем клиентам сопроводительные письма, в которых подсвечиваем неочевидные моменты и просим обратить на них внимание. Собственнику бизнеса удобнее ознакомиться с таким резюме, а менеджеру, возможно, захочется проверить не только коммерческие условия.

Аналогичные письма есть смысл писать и контрагенту, особенно если вы внесли правки в его шаблон и вам важно включить условие в вашей редакции.

2. «Неважно, что написано в коммерческом предложении, значение имеет только договор»

Как бы иногда нам ни хотелось верить в безграничные возможности договоров, нельзя полагаться лишь на их текст. 


Возможны ситуации, когда договор и вправду хорош, и отражает реальный процесс, и учитывает фактические договоренности сторон, но ожидания клиента были сформированы еще до его подписания – на этапе выбора контрагента. 


Тут-то и всплывают заманчивые обещания из коммерческих предложений, писем и переписки. И если есть расхождения, например, в коммерческом предложении указан срок, в течение которого заказчик получит желаемый результат, а в договоре про это ни слова – это будет проблемой. 


Возможно, что до суда дело и не дойдет, но потерять контрагента и испортить с ним отношения – вполне возможно. 


Поэтому мы стараемся проверять коммерческие предложения клиентов, чтобы на этапе начала общения с потенциальным контрагентом не создавать проблем - тем более, что при обсуждении договора вопрос не оговоренных ранее ограничений все равно всплывет. А для этого юристу важно еще на этапе pre-sale работать со своими клиентами, погружаясь в работу бизнеса.

3. «Если договор на столе, то закон уже не имеет значения»

Еще одно частое заблуждение среди неюристов. 

Иногда менеджерам со стороны непонятно, что судебная практика и закон – это то, на что опирается юрист, когда проверяет договор или готовит консультацию, а не просто занудные слова в его лексиконе. 

Выводы и опасения формируются на основе анализа норм закона, судебной практики (порой даже в рамках одного региона), подходов гос. органов. И сопоставления этих знаний с текстом договора и конкретной ситуацией клиента.

Но для неюристов такая связь может быть неочевидна, тем более если на практике у менеджера еще не было конфликтных ситуаций с контрагентами. 

Поэтому задача юриста – подсветить риск, размер и вероятность наступления, показать связь сухого текста договора и реальных последствий для клиента.

4. «Приложения не имеют такой юридической силы, как договор»

Есть и такое мнение - договор с приложениями хуже, чем просто договор, потому что приложения не обладают той же юридической силой, что и договор. Но в действительности это не так - и приложения вполне равнозначная часть договора, не недооценивайте их :)  

Например, возможны ситуации, когда в договоре зафиксированы договоренности сторон, а посередине технического задания указаны совершенно другие условия, которые противоречат договору и уточняют их не в пользу клиента. И в случае конфликта довод, что договор важнее приложения, к сожалению, не сработает. Поэтому важно проверять и сам договор, и приложения к нему, и их соответствие между собой.

Юристу важно проявлять понимание и развеивать ложные убеждения клиента или его сотрудников, которые не обязаны обладать юридическими знаниями. Зато однажды объяснив, казалось бы, такие “примитивные” вещи, можно получить более лояльного менеджера или клиента, который ценит помощь и отзывчивость юриста.

5. «Мы не будем ссориться с этим клиентом, зачем нам…»

…сумма штрафов/неустоек, думать про претензию, вообще заключать договор?»

Иногда кажется, что договор и вовсе не нужен – мол, при конфликте мы сами договоримся, адекватные люди.

Но к сожалению, даже самые надежные партнерства могут рухнуть. Мы не можем заранее предугадать развод у одного из учредителей контрагента, смену руководства компании или просто личный конфликт с контрагентом. 

Мы всегда рекомендуем нашим клиентам работать, фиксируя договоренности “на берегу”. Да, договор не страхует от всего на свете, но мы же помним, что задача юриста - управлять рисками, и в договоре это возможно сделать с учетом конкретных интересов и бизнес-процессов клиента. Это сэкономит много времени, сил и денег в будущем, потому что облегчит доказывание своей позиции в случае суда.