Виртуальная витрина любого интернет-магазина сильно зависит от качества фотографий товаров. Со временем многие предприниматели приходят к тому, что нужно сделать свои фотографии продукции. Кто-то нанимает фотографа в штат, кто-то прибегает к услугам фрилансера.
К сожалению, недобросовестные конкуренты начинают воровать фотографии. Получается, что интернет магазин платит и за себя и «за тех ребят».
Мы решили подготовить инструкцию по защите прав для интернет магазинов. Но чтобы защищать фотографии, нужно сначала стать их правообладателем. О том, как это сделать, читайте в этой статье.


Фотография является объектом авторского права (с ч.1 ст. 1259 Гражданского Кодекса РФ).
Чтобы впоследствии иметь возможность бороться с нарушителями, интернет – магазину нужно получить права на созданные объекты от фотографа, т.е. стать правообладателем.

Здесь возможно 2 варианта:

Вариант 1. Интернет магазин имеет штатного фотографа.

Обязательно заключите с фотографом трудовой договор.
Согласно законодательству, если в договоре не предусмотрено иное, права на фотографии, создаваемые сотрудником, переходят к работодателю.

Нюанс 1 В трудовом договоре в должностных обязанностях сотрудника должно быть указано, что он занимается проведением фотосъемки объектов для интернет магазина.

Нюанс 2 При проведении крупных фотосессий рекомендуем составлять служебное задание с перечнем фотографируемых предметов. 
Документ должен содержать срок, в течение которого сотрудник должен выполнить работу, требования к фотографиям (размер, фон, цвет/чб и т.д.), подпись работника и работодателя. 
Если трудовой договор оформлен правильно, интернет-магазин становится правообладателем фотографий.

Вариант 2. Интернет магазин заказывает фотографии у фрилансера.

Заключайте договор авторского заказа. Очень важно включить в него следующие условия: предмет, срок исполнения, размер вознаграждения. 
При отсутствии одного из условий, договор считается незаключенным.

Если со сроками и вознаграждением все ясно, то про предмет поговорим чуть подробней:
Договор должен содержать опись заказываемых фотографий и конкретные требования к ним. Чем подробней, тем лучше: 
• для чего создаются; 
• где их предполагается использовать; 
• что в них должно быть;
• в каком стиле они должно быть выполнены;
цвет или ч/б и пр.  
 
Чтобы не «утяжелять» конструкцию договора мы рекомендуем выносить эти условия в приложение, добавив в предмет такой пункт:
 «Перечень Произведений и требования к ним согласованы Сторонами в Приложении №1 к Договору, которое является его неотъемлемой частью».

Договор должен предусматривать, что после выполнения работ фотографом, права перейдут к магазину. Передачу результата работ и прав на фотографию лучше всего оформить отдельным актом.

Условие в договоре можно сформулировать так: «Все исключительные авторские права на использование фотографий в любой форме и любым способом переходят к Заказчику с момента подписания Сторонами Акта сдачи-приемки Материалов». 
 
Договор и акт-приема передачи будут доказательствами того, что интернет – магазин обладает правами на фотографии, сделанные фрилансером. 


Несколько важных моментов, которые пригодятся впоследствии для защиты прав:

1. Просите вести фотографа съемку в формате RAW. Требуйте, чтобы Вам передавались как фотографии в формате JPEG, так и в формате RAW. Храните их и не в коем случае не удаляйте.
2. Просите фотографа в настроить камеру, чтобы в EXIF были записаны сведения о фотографе, дате съемке и пр.
3. Перед тем как выложить фотографию в сеть немного обрезайте исходник, ставьте на фотографию знак копирайта и название магазина.

Если у все документы оформлены правильно, Вы становитесь правообладателем фотографий.