Как кэшбэк приносит убытки бизнесу

Наш клиент столкнулся с атакой профессиональных кэшбэкеров. Делимся историей о том, что делать, если покупатель хочет нажиться на вашем бизнесе с помощью кэшбэка.



Ситуация


Вкратце, схема выглядела так: 

  1. Покупатель приобрел у компании много подарочных сертификатов

  2. Получил кэшбэк от банка за покупку

  3. Возвратил компании сертификаты и попросил вернуть деньги на другую карту


Разбираемся, в чем подвох.


Чтобы стимулировать клиентов чаще оплачивать покупки картой, некоторые банки начисляют кэшбэк: небольшой процент от общей стоимости покупки. Технически, покупателю перечисляется часть от уплаченной бизнесом комиссии за эквайринг.


В случае возврата покупки банк спишет ранее начисленный кэшбэк. Но некоторые покупатели просят вернуть деньги на карту другого банка, таким образом оставляя у себя кэшбэк и полностью возвращая деньги за покупку.


Получается, что и банк, и бизнес теряют деньги: банк меньше зарабатывает, а бизнес делает возврат себе в убыток – комиссия за эквайринг не возвращается.


Если бизнес отказывает покупателю или пропускает срок возврата, то покупатель идет в суд и получает не только деньги и кэшбэк, но и проценты за неправомерное удержание денежных средств. 


В законе “О защите прав потребителей” не предусмотрена санкция за нарушение срока возврата денег за надлежащий товар. Однако суды обычно применяют п. 1 ст. 395 ГК РФ, согласно которому в случаях неправомерного удержания денежных средств подлежат уплате проценты на общую сумму долга.



Подарочный сертификат


Ситуация интересна именно с учетом покупки и возврата подарочных сертификатов. Купленный товар надлежащего качества можно вернуть продавцу в течение 14 дней с момента покупки. Однако с сертификатами порядок другой – по общему правилу товаром или услугой они не считаются. 


Ст. 421 ГК РФ гласит, что стороны свободны в заключении договора любого вида. 

А отдельных норм, регулирующих покупку и возврат подарочных сертификатов, нет. 


Если рассматривать процесс с юридической точки зрения, то в момент покупки подарочного сертификата продавец и покупатель заключают между собой непоименованный договор. С ним покупатель вправе потребовать предусмотренные сертификатом товары или услуги в рамках оплаченной суммы. А продавец должен передать в ответ эти товары или оказать услуги. При этом покупатель имеет право отказаться от покупки и потребовать возврата аванса в случае, если он был предварительно оплачен.


Следовательно, до момента, пока товар не передан покупателю, а услуга не оказана, договор купли-продажи не считается заключенным.


Таким образом, плата за подарочный сертификат — это аванс, а не товар или услуга, а продавец и покупатель еще не вступили в правовые отношения. Поэтому 14-дневный срок на возврат товара не применяется, и покупатель вправе требовать возврат в любой момент.



Как происходит возврат


Ответ на вопрос о том, как и куда должен происходить возврат, дается в Письме ЦБ РФ № 112-Т от 01.08.2011.


Центральный банк России определил следующие способы возврата денег покупателю, оплатившему заказ банковской картой:

  • Если банк магазина получил запрос о возврате денег, то он должен не позднее следующего рабочего дня вернуть деньги в банк покупателя;

  • Если банк покупателя получил платеж от банка продавца, то он должен перевести их на счет покупателя также не позднее следующего рабочего дня.

Также в Письме указано, что банки должны самостоятельно разработать правила для ситуаций, когда покупатель планирует осуществить возврат средств за покупку по реквизитам не той карты, с которой была первоначальная оплата.

Таким образом, бизнес должен вернуть деньги покупателю на любой счёт, в том числе на неименную карту (мера введена на случай, если карта оплаты утеряна или недействительна).

Очевидно, что после популяризации кэшбэка и появления тенденции на возврат сертификатов, правила возврата нуждаются в дополнительном регулировании.


Итоги


Получается, всё на стороне кэшбэкеров: и сроки на возврат, и способы его получения.


Мы советуем бизнесу внимательно относиться к собственным программам лояльности и количеству продаваемых сертификатов (в том числе, в одни руки). Профессиональный кэшбэкеры создают каналы в Телеграме, где делятся в том числе списками лояльных магазинов, которых прощего всего “развести”.


Надеемся, что как и в случае с недобросовестной конкуренцией на маркетплейсах, банки и бизнес смогут доказать мошеннический характер действий кэшбэкеров.


Что же касается нашего клиента: он решил возвращать деньги только на первоначально использованную карту. Самых юридически подкованных охотников за выгодой это не остановит, но часть рисков точно минимизирует – разбираться в нюансах и идти на конфликт готовы не все.


Автор:

Юрист
Анастасия Черкашина