Как применять льготы и сохранить ИТ-аккредитацию: чек-лист и советы

Часто клиенты спрашивают, за чем нужно следить после получения ИТ-аккредитации, чтобы не потерять долгожданный статус и начать применять льготы. Собрали нюансы в статье – если следовать нашим указаниям, то сохраните статус аккредитованной ИТ-компании и без проблем пройдете ежегодную процедуру подтверждения.


Как применять налоговые льготы

Право на льготы (пониженные тарифы страховых взносов — 7,6%* и налог на прибыль — 5%) возникает при соблюдении двух критериев: 

  1. Наличие аккредитации ИТ-компании;

  2. Получение не менее 70% ИТ-дохода.

Дополнительно никого уведомлять не нужно, можно просто начать применять льготы. Однако период, с которого можно их применять, разный.

  1. Налог на прибыль

При получении ИТ-аккредитации право на применение пониженных ставок по прибыли возникает с начала календарного года, в котором компания получила ИТ-статус.

  1. Страховые взносы

После получения ИТ-аккредитации компания вправе начать применять пониженные тарифы страховых взносов не ранее месяца получения ИТ-аккредитации.

Пример: ООО «Крутой ИТ-стартап» получило ИТ-аккредитацию 20 июня 2025 года. Право на льготу по налогу на прибыль можно применять с 1 января 2025 года, а право применять пониженные тарифы страховых взносов — с 1 июня 2025 года.

* В январе 2025 года произошло важное изменение:

1) до 2025 ИТ-компании платили 7,6% за суммы в пределах единой базы и 0% за суммы выше этого предела;

2) с 2025 за все будут платить 7,6%.


Больше налогов будут платить те компании, у которых работники в среднем получают больше 230 000 руб. в месяц, т.к. единый предельный размер базы на каждого сотрудника – 2 759 000 руб. (в 2025 году)


Зачем следить за соблюдением критериев ИТ-аккредитации

После получения ИТ-аккредитации главное — не забывать ежегодно подтверждать ее и следить за соответствием требований, чтобы не лишиться статуса во время плановых (и внеплановых) проверок от государственных органов. 

Далее расскажем, каким требованиям нужно соответствовать для ежегодного подтверждения и сохранения статуса.


Ежегодное подтверждение ИТ-аккредитации

Аккредитованные компании ежегодно до 1 июня должны подтверждать ИТ-аккредитацию. Для этого необходимо подать заявление через Госуслуги. Специальная форма становится доступна в первых числах мая. 

Что указать в форме на Госуслугах:

  • Информацию о доходах от деятельности в ИТ (более 30% дохода компании должны быть от ИТ-деятельности для сохранения статуса и более 70% в случае, если применяете налоговые льготы);

  • Ссылку на официальный сайт организации, где указана актуальная информация о деятельности в области ИТ;

  • Для правообладателей ПО, включенного в реестр Минцифры – наименование ПО,  номер реестровой записи и сумма дохода от его реализации.

Что еще проверить:

  • Актуальность согласия на раскрытие налоговой тайны по коду 20009 или подать его заново (инструкция по формированию согласия можно найти здесь. Тем, кто не подал согласие или подал с ошибками, Минцифры направит уведомление на портале Госуслуг и на электронную почту);

  • Уровень средней зарплаты в компании не ниже, чем по стране или региону, в котором она зарегистрирована.
    Важно! Это требование не распространяется на правообладателей ПО, которое включено в реестр российского ПО.

  • Актуальность информации о деятельности в области ИТ на сайте организации.

Исключения

Если ваша компания применяла пониженные тарифы страховых взносов в I квартали 2025 года — вы можете не подтверждать аккредитацию

Если ваша компания — правообладатель продуктов из реестра отечественного ПО — вы можете не подтверждать соответствие критерию по уровню заработной платы


Внеочередные проверки

Минцифры могут проводить внеочередные проверки, но не более одного раза в год. В ходе таких мероприятий уполномоченные органы определяют соблюдение зарплатного критерия. Для этого в рамках внеочередной проверки анализируются выплаты за четвертый квартал предыдущего года и завершившиеся отчетные периоды текущего года.


Важно! Если организация применяла пониженную ставку страховых взносов, то внеочередная проверка не проводится.


Чек-лист для самопроверки

Финализируем критерии, за которыми нужно следить:

  • — Доля доходов от деятельности в области ИТ выше 30% для сохранения статуса аккредитованной компании или выше 70% для применения льгот

  • — На сайте размещена актуальная информация:

    • — Информация о компании (наименование, ИНН, ОГРН, адрес, телефон, электронная почта)

    • — Направления деятельности компании

    • — Информация об услугах в ИТ и ИТ-продуктах (особенности, стоимость услуг, описание тех. стека и языков программирования)

    • — Информация на сайте на русском языке

    • — Для правообладателей ПО в реестре Минцифры — указано наименование ПО и номер реестровой записи

  • — Предоставление согласия на раскрытие налоговой тайны. Можно проверить актуальность согласия в специальном телеграм-боте или подать его по инструкции


  • — Уровень средней зарплаты в компании не ниже, чем по стране или региону, в котором зарегистрирована ваша компания. Это требование не распространяется на правообладателей ПО, которое включено в реестр российского ПО.

  • Если вы не применяете пониженные тарифы по страховым взносам, то подтверждаете ИТ-аккредитацию до 1 июня ежегодно.

Автор:

Юрист Рунетлекс
Анастасия Черкашина