Рекламное агентство: отстояли портфолио в суде

Предыстория


Несколько лет назад одна фармацевтическая компания выпустила в обращение лекарство от простуды и гриппа. 

Для запуска продаж решили снять рекламный ролик и показать его на ТВ и в интернете.

Чтобы создать такой ролик, компания обратилась в знакомое рекламное агентство. Однако работа агентства носила посреднический характер, потому что для съемки рекламного ролика оно обратилось к субподрядчику — другому рекламному агентству — Jekyll&Hyde.

Jekyll&Hyde сняли такой ролик. Заказчик его принял и использовал в рекламе лекарства.

Казалось бы, хэппи-энд. Но не тут-то было.

Почти 3 года спустя фармацевтическая компания обнаружила этот рекламный ролик в портфолио Jekyll&Hyde и на нескольких других сайтах. 

Компании такое использование рекламного ролика не понравилось. В руководстве были убеждены, что права на рекламный ролик принадлежат им, а использовать ролик без согласия правообладателя нельзя. 

Поэтому компания направила Jekyll&Hyde претензию с требованиями:

  • удалить рекламный ролик из портфолио и с других сайтов;

  • выплатить компенсацию за нарушение.

После того, как компании отказали в удовлетворении требований, она обратилась с иском в суд.

На этом моменте в дело на стороне Jekyll&Hyde включились мы.


Наша цель

В рамках этого дела нам нужно было отстоять право Jekyll&Hyde использовать рекламный ролик в портфолио и убедить суд отказать фармацевтической компании в иске.


Что мы сделали


  1. Показали суду, что ролик был создан в рамках исполнения цепочки договоров

Нам важно было продемонстрировать, что Jekyll&Hyde были субподрядчиком, и что именно они создали рекламный ролик.

Для этого мы в том числе добавили в наши процессуальные документы схему, чтобы судье было понятнее.


  1. Привели доказательства того, что именно Jekyll&Hyde создали ролик

Например, мы указали на тождественность:

  • условий договоров в цепочке: название ролика, хронометраж, указание на создание ролика для компании;

  • названий ролика в актах в цепочке;

  • самих роликов, переданных по цепочке.

  1. Указали на право Jekyll&Hyde, как создателя ролика, использовать для собственных нужд

Поскольку ролик был создан в рамках договора между Jekyll&Hyde и подрядчиком, который прямо предусматривал создание ролика, то такой ролик считается созданным по заказу (ст. 1296 ГК РФ).

Если ролик был создан по заказу, то его создатель вправе использовать такой ролик для собственных нужд (п. 2 ст. 1296 ГК РФ). 

Запрет на такое использование может быть предусмотрен договором. Однако в нашем случае такого запрета в договоре не было. И даже было предусмотрено право Jekyll&Hyde использовать ролик в своих презентационных и рекламных материалах.

  1. Подтвердили, что использование ролика в портфолио на сайте подпадает под использование для собственных нужд

Чтобы это сделать, мы привели судебную практику по аналогичным делам:

  • Размещение в портфолио на сайте дизайн-проекта лицом, которое его создало по договору, не является нарушением исключительного права (Постановление Суда по интеллектуальным правам от 22.07.2019 № С01-620/2019 по делу № А17-2656/2018);

  • Размещение в портфолио на сайте логотипа заказчика Студией Артемия Лебедева, которая его создала по договору, не является нарушением исключительного права (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.02.2020 по делу № А40-202934/2019).

  1. Напомнили, что Jekyll&Hyde не может нести ответственность за размещение ролика на чужих сайтах

Для этого на основе данных из сервиса Whois мы показали суду, что Jekyll&Hyde не является администратором доменов тех сайтов, на которых также был размещен ролик. 

Сделали мы это с помощью таблицы, чтобы было нагляднее.

Верховный суд указывал, что пока не доказано иное владельцем сайта является администратор домена (п. 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации").

Следовательно, в отсутствие доказательств иного, Jekyll&Hyde не является владельцем чужих сайтов, на которых был размещен ролик и не несет ответственность за такое размещение.



Итог — победа

Наши доводы в процессуальных документах и в заседании убедили суд в отсутствии нарушения и он отказал в удовлетворении исковых требований, а классный рекламный ролик остался в портфолио Jekyll&Hyde.





Над проектом работали:

  • Алексей Колков, юрист Рунетлекс и патентный поверенный

  • Артур Бабалов, руководитель проектного отдела Рунетлекс



Если вам нужна помощь в судебных спорах, связанных с технологиями и интеллектуальной собственностью — мы будем рады помочь.

Авторы:

Юрист, руководитель проектного отдела
Артур Бабалов

Юрист, патентный поверенный
Алексей Колков