Шаблоны договоров из интернета. Что проверить, как исправить

В Интернете много шаблонов договоров, и для каждого вида бизнеса найдется свой. Но шаблоны по видам бизнеса не учитывают:


– Размер и обороты компании;
– Реальные условия конкретной сделки;
– Риск-аппетит компании;
– Специфику работы с конкретным подрядчиком (в том числе, прошлый опыт или его отсутствие);
– Изменения рынка

Тогда можно ли их использовать? Да, если:

– Бизнес на старте и еще не создал свой пакет документов;
– Работу юриста выполняет собственник или генеральный директор;
– Вы готовы впоследствии доработать шаблон, чтобы минимизировать риски


Иначе говоря, в первые месяцы работы компании вы принимаете риск работы по шаблонам. Это может быть оправдано, когда важнее создать поток выручки, чем корпеть над каждой строчкой договора. Но откладывать доработку шаблона или разработку собственного документа не стоит.


Далее расскажем, на какие пункты в шаблоне стоит обратить внимание и какие правки внести.


Предмет договора

Убедитесь, что он соответствует тому, о чем стороны реально договорились. 

Кроме того, договоры могут обладать определенной спецификой. Например, большинство ИТ-компаний работает с лицензионными договорами и договорами на разработку ПО. 

Лицензионные договоры, могут быть разными по своей природе, например, договор исключительной и неисключительной лицензии или сублицензионный договор. 

Договор на разработку ПО может быть рамочным, то есть рассчитан на то, что услуги будут оказаны несколько раз или на разовую разработку. Как правило, в рамочных суть услуг сформулирована в приложении к договору, а в разовых – непосредственно в предмете договора.


Порядок исполнения

Изучите порядок исполнения договора. С высокой долей вероятности, раздел “Права и обязанности” не соответствует тому, о чем вы реально договорились с контрагентом. Даже если не вдаваться в рассуждения о необходимости этого раздела (мы считаем, что он не нужен), то стоит проверить – как написано и как на самом деле. И не противоречит ли все написанное остальным частям документа (особенно предмету договора).


Взаимодействие сторон

Укажите те каналы связи, которые действительно планируете использовать – даже (и особенно) если это мессенджеры. В шаблонах часто упоминается переписка по электронной почте – в этом случае нужно дополнить договор конкретными адресами или доменами. В случае разногласий и разрешения их в суде такие нюансы будут иметь значение.

Также учитывайте, что у контрагента может быть несколько сотрудников, каждый из которых имеет свое мнение о совместной работе. Лучше исключить риск путаницы и информационного перегруза, заранее определив круг контактных лиц и ограничить перечень каналов коммуникации.

Для систематизации процесса вы также можете прописать механизмы обратной связи – например, регулярные созвоны для обсуждения прогресса и возникающих вопросов.

Оплата

Вопрос платежей может быть изложен как в порядке исполнения договора, так и прописан в одноименном разделе. Важно, чтобы стороны четко понимали сколько дней и с какого момента отсчитывается срок оплаты. Если указано, что услуги оплачиваются после предоставления документов, то укажите конкретный перечень этих документов. Если указано, что услуги оплачиваются "после выполнения работ", то укажите, что считается фактом такого выполнения – например, отправка результатов по эл. почте или подписание акта сторонами. 

Этот раздел рекомендуем прописать максимально конкретно, чтобы каждая из сторон имела прозрачное понимание порядка оплаты.


Ответственность сторон

В шаблонах вопросы ответственности описаны очень обтекаемо и неконкретно, поэтому нужно исходить из реальной практики работы. Рекомендуем обратить внимание на меры ответственности за просрочку исполнения и неисполнение обязательств, так как это наиболее популярные причины применения санкций. 

Например, штраф 0,5% за каждый день просрочки от суммы 1 млн. руб. может быть явно не соразмерен степени нарушения обязательств, поэтому стоит разбить весь процесс на этапы и сдавать работу постепенно, чтобы иметь возможность платить пени не на всю сумму, а только часть.

Что касается претензионного порядка и подсудности – также обращайте внимание на адекватность и корректность этих пунктов. Лучше, чтобы разногласия решались в суде по вашему месту жительства или месту нахождения компании.


Срок действия

Укажите, в течение какого срока будет действовать договор. В договорах, которые составляются под какой-то проект, важно зафиксировать дедлайн с описанием порядка действий и штрафных санкций, когда исполнитель не укладывается в предельный срок по проекту.


Порядок расторжения

Если больше нет потребности продолжать договорные отношения, то стороны расторгают договор. Часто это происходит по соглашению сторон, однако, следует прописать порядок одностороннего выхода из договора. Для этого укажите, за какое время и каким способом одна сторона уведомляет об этом другую сторону. Срок уведомления должен быть адекватным сроку договора. Если договор заключен на год, то логично будет указать, что уведомление о расторжении договора должно быть направлено не менее чем за 30 календарных дней до предполагаемой даты расторжения. Если договорные отношения планируются всего на месяц, то адекватным сроком на уведомление будет 7 календарных дней.


Реквизиты сторон


Как ни странно, но этот раздел часто остается без должного внимания. В договоре следует указать номер того расчетного счета, на который действительно приходят деньги по договору. У компании может быть несколько счетов, а информацию для договора взяли из карточки с одним из них. Кроме того, некорректное указание расчетного счета может повлечь дополнительные проверки со стороны службы безопасности, что замедлит получение оплаты.


Заключение


Хотя использование готовых шаблонов может показаться быстрым и удобным решением, важно помнить о потенциальных рисках и использовать его исключительно как временное решение.


По возможности используйте надежные правовые системы (Консультант, Гарант, Систему Юрист), для поиска актуальных шаблонов. Так вы сможете избежать риска несоответствия шаблона закону. По необходимости — проконсультируйтесь с экспертом.


О том, как составить договор на маркетинговые услуги и его шаблон мы описали на Workspace.

Больше о нюансах договоров – в нашем одноименном разделе сайта.