база знаний
Смотреть все
вернуться назад

Закон о платформенной экономике 2026: новые обязанности операторов, договоры с партнерами и работа с самозанятыми | 289-ФЗ

Автор:

Юрист
Анастасия Рязанова

31 июля 2025 года был принят Федеральный закон N 289-ФЗ (Закон), который регулирует правовые основы платформенной экономики в России. Он вступит в силу 1 октября 2026 года.

Полезно изучить эти нововведения уже сейчас, чтобы успеть пересмотреть свои регламенты и пользовательские соглашения. Закон впервые закрепляет сам термин «платформенная экономика», который ранее был известен только экономической теории, но не присутствовал в законодательстве. Термины Закона также уточняют субъектный состав платформенной экономики.

В этой статье разберем, какие основные изменения ждут бизнес, а также дадим рекомендации, что делать на опережение и в будущем.

Дата публикации: 09.10.2025
Статью подготовили юристы Виктория Стальмакова и Анастасия Рязанова

Цифровая платформа и плюс один реестр

С 1 октября 2026 года цифровая платформа будет признаваться посреднической только с момента ее включения в специальный реестр посреднических цифровых платформ.

Закон устанавливает детализированные требования к раскрытию информации операторами. Операторы платформ будут обязаны публиковать:

— информацию о правилах ранжирования предложений;
— алгоритмах формирования цен;
— комиссиях;
— условиях предоставления и оплаты услуг;
— механизме разрешения споров.

Для операторов это означает повышение стандартов безопасности и верификации. Предоставление актуальной информации теперь закреплено на уровне закона.

Операторам (маркетплейсам, IT-компаниям) необходимо провести аудит IT-систем и договорной базы, чтобы обеспечить прозрачность в части ранжирования, рейтинга, обработки жалоб, а также механизмов уведомления партнеров об изменении условий.

Новые требования к договорным отношениям и верификации

Закон устанавливает обязательные нормы для оформления отношений между оператором, партнерами и владельцами пунктов выдачи заказов (ПВЗ).


1. Электронная форма договора: Оператор обязан обеспечить партнеру или владельцу ПВЗ возможность заключить договор в электронной форме на посреднической цифровой платформе.

2. Обязательная проверка данных: Оператор обязан перед подписанием договора проверить данные партнера/владельца ПВЗ в ЕГРЮЛ, ЕГРИП или через систему ЕСИА, чтобы убедиться в надежности будущего сотрудничества.

3. Содержание договора: Условия договора должны включать исчерпывающий перечень применяемых мер ответственности, порядок взаиморасчетов, порядок обжалования, а также порядок доступа к информации о принципах формирования рейтинга и ранжирования.

4. Хранение договоров: Оператор обязан размещать договор и предоставлять партнеру доступ к действующим и утратившим силу договорам (не менее трех лет).


Порядок изменения условий договора

Закон вводит четкие сроки, которые оператор должен соблюдать при одностороннем изменении договора.

1. Уведомление за 45 дней: Оператор обязан направить партнеру уведомление не менее чем за 45 дней до вступления в силу изменений, если они касаются:

— изменения мер ответственности;
— увеличения размера вознаграждения оператора;
— изменения порядка расчетов вознаграждения оператора или снижения вознаграждения владельца ПВЗ;
— изменения условий приемки, хранения, доставки, выдачи, отправления и/или возврата товара партнера-продавца.

2. Уведомление за 15 дней: В иных случаях одностороннего изменения договора уведомление направляется не менее чем за 15 дней.

3. Исключения из правил уведомления: Сроки могут не соблюдаться, если изменения:

— улучшают положение партнера или владельца ПВЗ;
— требуются для приведения договора в соответствие с законодательством РФ;
— корректировки происходят по решению суда

Ограничение доступа и досудебный порядок разрешения споров

Вводится строгий порядок применения санкций со стороны оператора и обязательный досудебный порядок разрешения споров.


Особенности работы с физическими лицами и самозанятыми

Закон устанавливает условия, при которых взаимодействие с партнерами-исполнителями, являющимися физическими лицами (включая самозанятых), ведется в рамках гражданско-правовых отношений, что помогает избежать признаков трудовых отношений.


Партнер-исполнитель (физическое лицо) осуществляет деятельность в рамках гражданско-правовых отношений, если соблюдаются следующие требования:


— Заказ направлен на выполнение конкретной работы/услуги.

— Самозанятый самостоятельно решает, брать заказ или нет. К нему не могут быть применены меры ответственности за отказ от заказа (за исключением случаев, когда он добровольно выбрал период времени для выполнения работ).

— За каждый заказ начисляется отдельное вознаграждение.

— Не допускается выполнение дополнительных работ сверх заказа.

— Не предусматривается привлечение третьих лиц.

— Оператор и пользователь-заказчик не предоставляют социальных гарантий, отпусков или выходных.


Оператор обязан:


  1. Опубликовать стандарты: Установите и опубликуйте стандарты качества и безопасности работы, а также требования к квалификации исполнителя.


  2. Обеспечить равные условия: Гарантируйте, что все исполнители и заказчики пользуются платформой на одинаковых условиях (за исключением ограничения доступа из-за нарушения договора).


  3. Контролировать лимиты: Установите ограничения на систематическое и продолжительное выполнение работ/оказание услуг одним исполнителем в интересах одного заказчика. Критерии систематичности определит Правительство.


  4. Предоставить страхование и преференции: Обеспечьте исполнителю техническую возможность ознакомиться с предложениями страховых и пенсионных фондов и оформить необходимые договоры. Исполнителям, вступившим в обязательные виды страхования, предоставьте преференции (состав и минимальный объем установит Правительство).


Операторам крайне важно разработать механизмы контроля за соблюдением правил, чтобы избежать признаков трудовых отношений с самозанятыми.

Требования к логистической инфраструктуре

Закон устанавливает следующие четкие требования к объектам логистической инфраструктуры оператора (склады, ПВЗ):


1. Соответствие нормам: Объекты логистической инфраструктуры (собственные или арендованные) должны соответствовать требованиям пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическим требованиям и правилам обращения с товарами.


2. Ответственность: Оператор несет ответственность за выполнение всех требований закона в отношении объектов, которые он использует.


3. Возврат товара: Если товар доставлен через логистическую сеть платформы, оператор обязан организовать прозрачный механизм его возврата продавцу через тот же ПВЗ.


4. Функциональность ПВЗ: В ПВЗ должна быть возможность осмотреть, распаковать и примерить заказ, если инфраструктура это позволяет.


5. Статус ПВЗ: Проведение расчетов (например, при оплате на месте) не превращает ПВЗ в торговый объект, если там не продаются другие товары. Если же через ПВЗ идет демонстрация или продажа товаров, не заказанных на платформе, то пункт становится торговым объектом, и к нему применяются требования ФЗ №381-ФЗ


Итоги и чек-листы

Основным контролирующим органом по соблюдению требований ФЗ № 289-ФЗ является ФАС (Федеральная антимонопольная служба), поскольку речь идет о недопущении злоупотреблений со стороны платформ и защите интересов участников рынка.


Мы рекомендуем начать подготовку к интеграции новых требований уже сейчас, до принятия подзаконных актов, предусмотренных законом (например, порядка ведения реестра, критериев систематичности для самозанятых).


Что делать Маркетплейсам:


— Проведите аудит IT-систем и договорной базы
— Разработайте механизмы контроля за соблюдением правил размещения карточек товаров
— Обеспечьте прозрачность в части ранжирования, рейтинга и обработки жалоб
— Проверьте механизмы взаимодействия с самозанятыми, чтобы избежать признаков трудовых отношений

Что делать партнерам маркетплейсов:


— Изучите новые гарантии защиты и четкие ограничения на действия Оператора
— Используйте обязательный досудебный порядок разрешения споров с Оператором
— Проверьте условия договоров на предмет соответствия новым требованиям о сроках уведомления и ответственности




→ Чек-лист для операторов цифровых платформ 

(до 1 октября 2026 года)


Начать подготовку к интеграции новых требований следует уже сейчас, не дожидаясь принятия подзаконных актов, которые установят порядок ведения реестра или критерии систематичности для самозанятых.