Закон о рекламе 2025. Что делать бизнесу

11 декабря в Закон о рекламе были приняты важные изменения для рынка интернет-рекламы. Пока Совет Федерации не одобрил принятый закон. Но нет никаких сомнений, что скоро закон будет одобрен и подписан.

В этой статье рассмотрим ключевые положения нового закона, их влияние на рекламный рынок и шаги, которые помогут бизнесу минимизировать риски и успешно адаптироваться к новым требованиям.


Новый сбор на доходы от интернет-рекламы

С 1 апреля 2025 года вводится обязательный сбор в размере 3% от квартального дохода, полученного от распространения интернет-рекламы.

Кто оплачивает?

Оплачивать сбор обязаны все участники цепочки интернет-рекламы:

a)    Рекламораспространители (владельцы интернет-площадок, на которых размещается реклама);

b)    Операторы рекламных систем;

с)    Посредники, участвующие в распространении рекламы;

d)  Рекламодатели в отношении рекламы на зарубежных ресурсах (платформах). Если рекламораспространитель — иностранная компания или иностранный гражданин, то российские рекламодатели должны будут удержать из стоимости рекламы сумму сбора и перечислить ее за иностранный ресурс. При этом за себя рекламодатель тоже должен будет заплатить сбор.

Когда платить?

Первый сбор нужно будет оплатить в 2025 г.: в 3 квартале оплачиваем за 2 квартал. Пока порядок и точные сроки уплаты сбора не установлены.

Есть ли исключения?

Да, сбор не распространяется на:

a)   СМИ и информационные агентства;

b)   Федеральные теле- и радиоканалы из первого и второго мультиплексов «Первый канал», «Россия 1», НТВ, «Матч ТВ», СТС, ТНТ, «Спас» и др.);

c)   Бюджетные организации.

Контроль

Контролирующие органы отслеживают исполнение закона через маркировку рекламы. Роскомнадзор будет высчитывать 3% из информации в актах, которые участники цепочки загружали в ОРД.

Критерии «сборооблагаемой» рекламы, особенности исчисления, уплаты и контроля определит Правительство. Сейчас этих требований пока нет.

Ответственность

Специальная ответственность за нарушение на данный момент не установлена, поэтому действуют общие положения согласно ст. 14.3 КоАП РФ.

Куда пойдут деньги?

Средства, полученные от нового сбора, будут направлены на поддержку российских разработчиков ПО и обеспечение функционирования информационных ресурсов. Полный список ресурсов на данный момент не утверждён.

Социальная реклама

С 1 марта 2025 года вступят в силу изменения в размещении социальной рекламы в Интернете.

Социальную рекламу в Интернете нужно будет маркировать так же, как обычную интернет-рекламу: получать идентификатор, добавлять его в рекламный материал и передавать сведения о социальной рекламе в ЕРИР через ОРД.

В закон ввели разные схемы подсчета объема социальной рекламы для:

a)   Владельцев интернет-площадок;

b)   Сервисы размещения объявлений и агрегаторы.

c)   Для агрегаторов и объявлений предусмотрена альтернативная схема подсчёта, зависящая от количества пользователей платформы.

Отчётность и требования

a)     Объём и формы размещённой социальной рекламы необходимо отражать в отчётности, которая подаётся в Институт развития интернета. Отчетность оформляется через операторов рекламных данных с обязательной передачей в ЕРИР;

b)     Владельцы сайтов с суточной посещаемостью более 200 000 пользователей (сейчас — 100 000) обязаны регулярно подавать статистические отчёты;

c)     Необходимо заключить договор с оператором социальной рекламы.


Как бизнесу подготовиться к новым требованиям?

a)  Проведите аудит рекламной деятельности;

b)  Убедитесь, что у вас есть понимание своего положения в цепочке распространения интернет-рекламы;

c)  Определите, какие рекламные доходы будут подпадать под новый сбор;

d)  Рассмотрите возможность пересмотра коммерческих условий в договорах с рекламными подрядчиками;

e)  Разработайте отчётность для социальной рекламы, чтобы избежать штрафов за неисполнение требований;

f)    Заключите договор с оператором социальной рекламы.


Заключение. Новые реалии для рекламного рынка

Изменения в Законе о рекламе существенно повлияют на рынок интернет-рекламы. Новый сбор станет обязательным для большинства компаний, а дополнительные требования увеличат нагрузку на бизнес.

Чтобы снизить риски и подготовиться к новым правилам, бизнесу уже сейчас стоит провести финансовый и юридический аудит, организовать отчётность по рекламе и пересмотреть рекламный бюджет.


Автор:

Юрист
Юлия Рашкина