«Закон о запрете»: изменения в законе о рекламе с 1 сентября 2025 года
В начале апреля был подписан Федеральный закон от 07.04.2025 № 72-ФЗ, который называют законом о запрете рекламы в Инстаграме*. Рассказываем об основных изменениях.
Все изменения вступят в силу с 1 сентября 2025 года.
Нельзя размещать рекламу на запрещенных ресурсах
Нельзя будет размещать рекламу:
На ресурсах организаций, признанных нежелательными на территории РФ;
На ресурсах организаций, признанных экстремистскими или террористическими;
На других ресурсах, доступ к которым ограничен (например, сайты иноагентов, пиратские сайты, другие сайты, информация на которых запрещена к распространению).
Какая ответственность будет действовать за нарушение запрета
За размещение рекламы действует ответственность, предусмотренная ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ. Т.е. за размещение рекламы на запрещенных ресурсах могут назначить штраф:
С гражданина – от 2 000 до 5 000 рублей;
С руководителя организации или ИП – от 4 000 до 20 000 рублей;
С организации – от 100 000 до 500 000 рублей.
Отвечать за нарушения будут и рекламодатели, и рекламораспространители.
В каких соцсетях нельзя размещать рекламу
Могут возникнуть вопросы, можно ли размещать рекламу в конкретных соцсетях или с помощью мессенджеров. Мы собрали информацию о некоторых популярных ресурсах в одну таблицу.
Информация о блокировках актуальна на апрель 2025 года.
Instagram — Нельзя, т.к. Meta Platforms Inc. признана экстремистской организацией по решению суда.
Facebook — Нельзя, т.к. Meta Platforms Inc. признана экстремистской организацией по решению суда.
WhatsApp — Можно, т.к., согласно решению суда, мессенджер не выполняет функции по публичному распространению информации.
Telegram — Можно, т.к. не включен ни в один из реестров.
YouTube — Можно, т.к. не включен ни в один из реестров. Фактически соцсеть недоступна на территории России, но официально ее не заблокировали.
TikTok — Можно, т.к. не включен ни в один из реестров. Соцсеть по своей инициативе приостановила работу в России.
LinkedIn — Нельзя, т.к. доступ ограничен (проверили с помощью сервиса проверки ограничения доступа к сайтам).
X.com — Рекомендуем не размещать во избежании рисков. Сайт не включен ни в один из реестров (ограничивали доступ к Twitter), но не открывается без VPN.
Что делать с уже размещенной рекламой на запрещенных ресурсах
Вероятнее всего, размещение рекламы на запрещенном ресурсе будет считаться длящимся нарушением. Поэтому, даже если вы разместили рекламу до принятия закона, после 1 сентября вас могут привлечь к ответственности.
Если вы опубликовали рекламу на запрещенном ресурсе, то до 1 сентября 2025 года можно ее не удалять.
Если вы рекламодатель:
Проверьте по договору с рекламораспространителем, в течение какого срока:
рекламораспространитель должен размещать рекламу;
вы можете расторгнуть договор.
Если по договору реклама должна быть размещена и после 1 сентября, обсудите с рекламораспространителем удаление рекламы и:
либо подпишите с ним соглашение о расторжении договора;
либо направьте ему односторонний отказ от договора.
Проверьте, что к 1 сентября рекламного материала больше нет на запрещенном ресурсе.
Если вы рекламораспространитель:
Проверьте по договорам с рекламодателями, в течение какого срока:
вы должны размещать рекламу;
вы можете расторгнуть договор.
Если по договору реклама должна быть размещена и после 1 сентября, обсудите с рекламодателем удаление рекламы и:
либо подпишите с ним соглашение о расторжении договора;
либо направьте ему односторонний отказ от договора.
К 1 сентября удалите рекламный материал.
Что еще изменится в законе о рекламе
Уменьшится срок хранения данных о рекламе в ЕРИР
Сейчас информация о рекламном размещении должна храниться в ЕРИР 5 лет. С 1 сентября срок хранения уменьшится до 3 лет.
Уточняется ответственность за размещение рекламы у блогеров, которые не включены в реестр
В законе о рекламе отдельно уточнили, что рекламораспространители (в частности, блогеры) будут нести ответственность за размещение рекламы, если у них более 10 тысяч подписчиков, и они не включены в реестр блогеров.
При этом рекламодатели не будут отвечать за размещение рекламы у блогеров, которые не включились в реестр, хотя у них больше 10 тысяч подписчиков.
Про реестр блогеров писали здесь и здесь.
Что делать перед размещением публикаций с 1 сентября
Перед каждой публикацией проверяйте, не включены ли сайт или страница в соцсети в реестры запрещенной информации:
Если вы обнаружили ресурс в одном из реестров, рекламу на таком ресурсе лучше не размещать.
Формально, закон не запрещает размещать на заблокированных ресурсах информационные материалы. Но в этом случае важно оценить, действительно ли публикация не содержит признаки рекламы, потому что при проверке РКН может решить иначе.
* Организация Meta Platforms Inc., которая реализует Instagram и Facebook, признана экстремистской на территории РФ
Мы поможем оценить риски размещения материалов в соцсетях.
Приходите на бесплатную консультацию.

Автор:
Юрист
Юлия Рашкина