«Закон о запрете»: изменения в законе о рекламе с 1 сентября 2025 года

В начале апреля был подписан Федеральный закон от 07.04.2025 № 72-ФЗ, который называют законом о запрете рекламы в Инстаграме*. Рассказываем об основных изменениях.

Все изменения вступят в силу с 1 сентября 2025 года.

Нельзя размещать рекламу на запрещенных ресурсах

Нельзя будет размещать рекламу:

  • На ресурсах организаций, признанных нежелательными на территории РФ;

  • На ресурсах организаций, признанных экстремистскими или террористическими;

  • На других ресурсах, доступ к которым ограничен (например, сайты иноагентов, пиратские сайты, другие сайты, информация на которых запрещена к распространению).

Какая ответственность будет действовать за нарушение запрета

За размещение рекламы действует ответственность, предусмотренная ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ. Т.е. за размещение рекламы на запрещенных ресурсах могут назначить штраф:

  • С гражданина – от 2 000 до 5 000 рублей;

  • С руководителя организации или ИП – от 4 000 до 20 000 рублей;

  • С организации – от 100 000 до 500 000 рублей.

Отвечать за нарушения будут и рекламодатели, и рекламораспространители.


В каких соцсетях нельзя размещать рекламу

Могут возникнуть вопросы, можно ли размещать рекламу в конкретных соцсетях или с помощью мессенджеров. Мы собрали информацию о некоторых популярных ресурсах в одну таблицу. 

Информация о блокировках актуальна на апрель 2025 года.

Instagram — Нельзя, т.к. Meta Platforms Inc. признана экстремистской организацией по решению суда.

Facebook — Нельзя, т.к. Meta Platforms Inc. признана экстремистской организацией по решению суда.

WhatsApp — Можно, т.к., согласно решению суда, мессенджер не выполняет функции по публичному распространению информации.

Telegram — Можно, т.к. не включен ни в один из реестров.

YouTubeМожно, т.к. не включен ни в один из реестров. Фактически соцсеть недоступна на территории России, но официально ее не заблокировали.

TikTokМожно, т.к. не включен ни в один из реестров. Соцсеть по своей инициативе приостановила работу в России.

LinkedInНельзя, т.к. доступ ограничен (проверили с помощью сервиса проверки ограничения доступа к сайтам).

X.comРекомендуем не размещать во избежании рисков. Сайт не включен ни в один из реестров (ограничивали доступ к Twitter), но не открывается без VPN.


Что делать с уже размещенной рекламой на запрещенных ресурсах

Вероятнее всего, размещение рекламы на запрещенном ресурсе будет считаться длящимся нарушением. Поэтому, даже если вы разместили рекламу до принятия закона, после 1 сентября вас могут привлечь к ответственности.

Если вы опубликовали рекламу на запрещенном ресурсе, то до 1 сентября 2025 года можно ее не удалять. 

Если вы рекламодатель:

  1. Проверьте по договору с рекламораспространителем, в течение какого срока:

    1. рекламораспространитель должен размещать рекламу;

    2. вы можете расторгнуть договор.

  2. Если по договору реклама должна быть размещена и после 1 сентября, обсудите с рекламораспространителем удаление рекламы и:

    1. либо подпишите с ним соглашение о расторжении договора;

    2. либо направьте ему односторонний отказ от договора.

  3. Проверьте, что к 1 сентября рекламного материала больше нет на запрещенном ресурсе.

Если вы рекламораспространитель:

  1. Проверьте по договорам с рекламодателями, в течение какого срока:

    1. вы должны размещать рекламу;

    2. вы можете расторгнуть договор.

  2. Если по договору реклама должна быть размещена и после 1 сентября, обсудите с рекламодателем удаление рекламы и:

    1. либо подпишите с ним соглашение о расторжении договора;

    2. либо направьте ему односторонний отказ от договора.

  3. К 1 сентября удалите рекламный материал.

Что еще изменится в законе о рекламе

Уменьшится срок хранения данных о рекламе в ЕРИР

Сейчас информация о рекламном размещении должна храниться в ЕРИР 5 лет. С 1 сентября срок хранения уменьшится до 3 лет.

Уточняется ответственность за размещение рекламы у блогеров, которые не включены в реестр 

В законе о рекламе отдельно уточнили, что рекламораспространители (в частности, блогеры) будут нести ответственность за размещение рекламы, если у них более 10 тысяч подписчиков, и они не включены в реестр блогеров.

При этом рекламодатели не будут отвечать за размещение рекламы у блогеров, которые не включились в реестр, хотя у них больше 10 тысяч подписчиков.

Про реестр блогеров писали здесь и здесь.

Что делать перед размещением публикаций с 1 сентября

Перед каждой публикацией проверяйте, не включены ли сайт или страница в соцсети в реестры запрещенной информации:

Если вы обнаружили ресурс в одном из реестров, рекламу на таком ресурсе лучше не размещать.

Формально, закон не запрещает размещать на заблокированных ресурсах информационные материалы. Но в этом случае важно оценить, действительно ли публикация не содержит признаки рекламы, потому что при проверке РКН может решить иначе.


* Организация Meta Platforms Inc., которая реализует Instagram и Facebook, признана экстремистской на территории РФ

Мы поможем оценить риски размещения материалов в соцсетях.
Приходите на бесплатную консультацию.

Автор:

Юрист
Юлия Рашкина