база знаний
Смотреть все
вернуться назад

Как доказать суду, что заключили договор через приложение?



Один из наших клиентов создал сервис по аренде имущества. Практически все взаимодействие с клиентами – через мобильное приложение.

Очень удобно, но когда пользователи не исполняют договор, возникает вопрос: как судиться и обосновывать свою позицию?

Компания заключает договор с пользователями с использованием номера мобильного телефона и смс, которое приходит на этот номер. Поэтому “бумажных” доказательств у нас нет.

Автор:

Юрист
Екатерина Микулич

В Рунетлексе
с 2022 года

Можно ли заключить договор в приложении?

Да, и в документах мы предусмотрели соответствующие формулировки. Для клиента мы разработали пользовательское соглашение и правила аренды, позволяющие заключать договор с помощью аналога собственноручной подписи (АСП). АСП – простая электронная подпись в виде смс, Такой формат используется не только для регистрации, но и для бронирования и оформления аренды имущества.

Как выглядят условия о заключении договора в приложении?

В нашем случае важны два раздела - раздел о порядке регистрации и об использовании АСП.


Пример описания порядка регистрации:

1. Для начала использования Сервиса Пользователь вводит номер своего телефона в регистрационные формы в Сервисе.

2. Администратор направляет SMS-код на указанный при регистрации номер мобильного телефона для подтверждения данных Пользователя.

3. Пользователь подтверждает свои данные путем введения полученного SMS-кода в соответствующие поля в Сервисе.

4. После подтверждения номера телефона Пользователь проходит авторизацию и получает доступ к Сервису. 

5. Дальнейшее использование Сервиса и взаимодействие Сторон по поводу аренды происходит путем авторизации в Сервисе по номеру телефона.


Пример оформления раздела об использовании АСП: 

1. Любой документ, связанный с исполнением Договора, а также документы в рамках досудебного урегулирования споров из Договора могут быть оформлены в электронной форме с использованием простой электронной подписи. 

2. Электронный документ считается подписанным АСП Пользователя, если он соответствует совокупности следующих требований: 

– Электронный документ создан и/или отправлен авторизованным Пользователем с использованием Сервиса; 

– В текст электронного документа включен SMS - код, введенный Пользователем в специальное поле в Сервисе при подписании акта. 

3. Сообщение, содержащее SMS - код, направляется на номер мобильного телефона Пользователя. Сообщение считается предоставленным лично Пользователю с сохранением конфиденциальности SMS - кода.

4. Предоставленный Пользователю SMS - код может быть однократно использован для подписания электронного документа.

5. Любая информация, подписанная АСП Пользователя, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью Пользователя.

6. Автоматическая система протоколирования активности Пользователей позволяет Сторонам достоверно определить, каким Пользователем и в какое время был сформирован, подписан или отправлен тот или иной электронный документ.

7. Указанный способ определения Пользователя, создавшего и подписавшего электронный документ, является достаточным для достоверной идентификации Пользователя.

Какие доказательства мы предоставляем суду

Что мы предоставляем суду в качестве доказательств:

1. подтверждение в виде скана из CRM-системы клиента, где видно имя пользователя и номер телефона;

2. логи приложения, которые подтверждают подписание договора по номеру телефона и смс;

3. скриншот акта приема-передачи, который формируется в приложении и показывается пользователю;

В самом тексте иска мы подробно описываем механизм работы приложения и подписания договора с помощью смс.

Пример из нашего искового заявления

“__”___ ____ Истец сдал ___ в аренду Ответчику. Договор аренды ____ (далее — Договор аренды) был заключен с использованием мобильного приложения ___ (далее — Сервис). Договор аренды был заключен следующим образом:

1. При регистрации в Сервисе Ответчик ввел номер телефона и свои данные;

2. Ответчик в личном кабинете Сервиса ознакомился с Пользовательским соглашением и Правилами аренды, нажал на кнопку подтверждения;

3. Ответчик получил SMS код на номер телефона, указанный при регистрации в Сервисе;

4. Ответчик ввел полученный SMS код в Сервисе, чем акцептовал условия Договора аренды и принял ____ по акту приема-передачи.


Использование ответчиком номера телефона ____ при регистрации в сервисе подтверждается Логами из Сервиса.

Логи из Сервиса представляют собой текстовые файлы, в которых содержится информация о пользователе и его действиях в приложении.

В представленных Логах из сервиса ____ указаны в том числе: 

– данные пользователя (ФИО);

– информация об имуществе;

– номер телефона Ответчика;

– код, отправленный Истцу Ответчиком, который совпадает с кодом, отправленным на предоставленный Ответчиком номер телефона.


Ответчик взял в аренду ___ на 12 месяцев. Договор аренды предусматривает оплату вознаграждения 1 раз в месяц.

Размер вознаграждения за 1 месяц составляет ____ рублей.

Данные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами:

1. Пользовательское соглашение для Сервиса;

2. Правила аренды ___ с помощью Сервиса;

3. Акт приема-передачи ___, подписанный простой электронной подписью;

4. Логи из Сервиса;

5. Сведения о направлении Истцом смс-сообщений на мобильный телефон Ответчика – справка от оператора рассылки СМС.

Результаты нашей работы

Суды признают такие доказательства (ст. 60 ГПК РФ), договор считают заключенным, а в пользу нашего клиента уже вынесены несколько решений.

Наши решения светить не можем, но покажем похожую судебную практику: 

1. Определение Конституционного Суда РФ от 27.10.2022 № 2814-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Константиновой Елены Петровны на нарушение ее конституционных прав положениями ряда федеральных законов».

2. Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 11.03.2021 №АПЛ21-23.

3. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 31.05.2022 №305-ЭС21-27249 по делу №А40-212650/2020.