Изменения в маркировке с 1 марта 2025 года. Система «Честный знак»
17.02.2025
Автор:
Руководитель команды
Марина Джатэ
В Рунетлексе с 2019 года
Что случилось
С 1 марта 2025 года в России произойдет масштабное расширение системы цифровой маркировки товаров через платформу «Честный ЗНАК».
В перечень обязательной маркировки добавят новые категории товаров, включая одежду (футболки, нижнее белье, детскую одежду и др.), консервы, бутилированную воду, корма для животных, медицинские товары (перчатки, шприцы, аппараты для искусственного дыхания и др.), лекарства для животных, велотовары, косметику, бытовую химию и моторные масла.
Для каждой категории установлены свои сроки внедрения маркировки и переходные периоды. Например, остатки немаркированной одежды можно будет продавать до 31 июля 2025 года включительно. Также планируется маркировка новых групп товаров, таких как детские игрушки, стройматериалы и электроника, но точные сроки их внедрения пока не определены.
Узнать подробности и проверить, коснутся ли изменения вашей категории товаров, и когда эти изменения начнут действовать, можно на официальном сайте «Честного ЗНАКА» в разделе «Товарные категории»: https://xn--80ajghhoc2aj1c8b.xn--p1ai/penalties/
Что такое система «Честный ЗНАК»
Система «Честный ЗНАК» (далее — Честный знак) — это государственная информационная система, которую запустили для автоматического сбора и обработки информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке. Честный знак хранит информацию о таких товарах, обеспечивает доступ к ней, предоставляет ее и распространяет. Это нужно для того, чтобы повысить эффективность обмена информацией об обороте таких товаров и бороться с контрафактом.
Что такое маркировка товаров в Честном знаке
Маркировка товаров — это прикрепление к каждой единице товара марки с уникальным кодом или печать кода на этикетке товара. Код позволяет отследить, кто и когда произвел товар или ввез его в страну и на каком этапе реализации он сейчас находится.
Кто должен регистрироваться в Честном знаке
В Честном знаке должны регистрироваться все участники оборота товаров, подлежащих маркировке: производители, поставщики, продавцы, импортеры и дистрибьюторы таких товаров. Требования относятся также и к электронным площадкам, на которых продают товары (маркетплейсам и другим).
Какие товары необходимо маркировать
Маркировке в Честном знаке подлежат товары определенных типов введенные в оборот. Список этих товаров утвержден Распоряжением правительства и периодически обновляется.
Каждая категория продукции проходит 3 стадии маркировки:
1. Эксперимент (или пилот) — участвовать не обязательно, но рекомендуется, так как появится время наладить оборудование и попрактиковаться на бесплатных кодах.
2. Обязательная регистрация в системе «Честный ЗНАК» — для этого нужна электронная подпись и электронный документооборот. На этом этапе рекомендуется настроить товароучетную систему, промаркировать остатки и начать маркировать новые партии товара.
3. Запрет немаркированной продукции — Продавать товары без маркировки больше нельзя, так как за это могут оштрафовать.
Например, для парфюмерно-косметической продукции и бытовой химии третья стадия (запрет немаркированной продукции) начинает действовать с 1 мая 2025 (для мыла и моющих средств), с 1 июля 2025 – для косметики и зубной пасты, а обязательная регистрация в системе “Честный знак” – с 1 марта 2025 года.
Что происходит с товаром на стадии запрета
Продавец сканирует код маркировки с товара на кассе. Касса обращается к системе Честный знак для проверки. Если Честный знак сообщает, что продажа товара запрещена, программное обеспечение уведомляет об этом продавца – продавец не вправе продавать такой товар.
Как подготовиться к маркировке
Для того, чтобы соблюсти требования маркировки товаров, необходимо зарегистрироваться в системе “Честный знак”, а потом обмениваться с ней данными. Это можно сделать только при наличии электронной подписи и электронного документооборота (ЭДО), а также специального сканера, поэтому рекомендуем заранее проверить, что:
→ У вас есть усиленная квалифицированная подпись, оформленная на руководителя организации или ИП;
→ Программное обеспечение для работы с электронной подписью;
→ Настроено ЭДО;
→ Подключен 2D-сканер штрих-кода;
→ Обновлена прошивка онлайн-кассы (подойдет любая ККТ, соответствующая 54-ФЗ);
→ Обновлена система товарного учета, если необходимо (нужно программное обеспечение для работы с маркированными товарами).