база знаний
Смотреть все
вернуться назад

Анализ нового закона для B2C

Автор:

Юрист
Артур Бабалов

В Рунетлексе
с 2021 года

Введение

Частыми нарушениями у компаний, работающих в B2C сегменте, являются:

1. включение в оферты условий, ущемляющих права потребителя;

Уверены, многие встречали такие условия:

— ответственность исполнителя ограничена 10 000 рублей
— спор подлежит рассмотрению в суде по месту нахождения исполнителя
— исполнитель вправе в одностороннем порядке отказаться от договора.

2. необоснованный сбор персональных данных.

Для заказа пиццы достаточно номера телефона и адреса.

А дополнительно запрашивают e-mail, вкусовые предпочтения и семейное положение.

1 сентября вступает в силу новый закон, который вносит изменения в потребительское законодательство и может серьезно изменить подход компаний к названным выше нарушениям.  

Так о чем же новый закон?

Включение в оферты условий, ущемляющих права потребителей

Что есть сейчас?

Сейчас ст.16 Закона о защите прав потребителей носит весьма общий характер и говорит примерно следующее: 

Не надо в свои оферты и договоры вносить условия, которые ущемляют ваших клиентов и противоречат законодательству. Такие условия не помогут в случае спора. 

В законе нет описания конкретных ущемляющих условий, перечень носит открытый характер. При этом на практике такие условия сложились и признаются недействительными на основании других законов и судебной практики:

— запрет одностороннего отказа предпринимателя от договора с потребителем (абз. 2 п. 2 ст. 310 ГК РФ)
— ничтожность соглашения об ограничении ответственности предпринимателя перед потребителем (п. 2 ст. 400 ГК РФ)
— право потребителя подать иск по своему месту жительства (п. 7 ст. 29 ГПК РФ).


Что изменится?

С 1 сентября перечень таких условий появится в статье 16. Законодатель добавил туда 14 разных условий, которые являются наиболее популярными у предпринимателей. Например, ограничение ответственности продавца, оказание доп. услуг без согласия потребителя и многое другое.

При этом перечень ущемляющих условий оставили открытым, поэтому другие действия тоже будут считаться нарушением. 


Какой смысл в изменениях?

На первый взгляд кажется, что новый закон просто собирает в одном месте и запрещает условия, которые были запрещены и раньше. Просто основания для этого содержались в разных законах и судебной практике, а теперь будут в ст. 16 Закона о защите прав потребителей.

Дело в том, что это так и есть.

Однако это отнюдь не бессмысленное решение. Несмотря на наличие запретов в разных законах и судебной практике, количество судебных споров, связанных с ущемляющими условиями договора нисколько не сократилось.

Компании продолжают включать в оферты для потребителей условия, которые неоднократно признавались в судах недопустимыми. 

Это связано с тем, что у потребителей не всегда есть время и желание разбираться в юридических тонкостях защиты собственных прав. С учетом количества законов и судебных решений их можно понять.

Однако после вступления в силу нового закона любой потребитель сможет проверить оферту на наличие ущемляющих условий, посмотрев всего одну статью Закона о защите прав потребителей. 

Необоснованный сбор персональных данных

Что есть сейчас?

Законодательство о персональных данных давно имеет следующий принцип: 

«Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных» (п. 2 ст. 5 ФЗ «О персональных данных»). 

Роскомнадзор на эту тему тоже неоднократно высказывался. Таким образом, уже сейчас нельзя произвольно собирать персональные данные покупателя.

Кроме того, сейчас существует запрет немотивированного отказа от договора с потребителем (п. 3 ст. 426 ГК РФ).


Что изменится?

С 1 сентября в законе о защите прав потребителей будет закреплен запрет немотивированного отказа от договора, если потребитель не предоставляет свои персональные данные. Если только эти данные не нужны для выполнения обязанностей перед потребителем.

Если площадка не дает заказать товар и услугу без предоставления каких-то данных, которые для этого не нужны – площадке придется объясняться с пользователем в течение 7 дней с момента получения запроса.

Ну а потом с контролирующим органом. 


Какой смысл в изменениях?

Видимо накопилась критическая масса случаев, когда B2C-компании манипулируют своими пользователями и не оказывают услуги/не продают товары без получения согласия на обработку массы персональных данных. Поэтому было решено закрепить частный случай немотивированного отказа от договора в законе.

Последствиями таких изменений являются:

— еще один контролирующий орган

не только Роскомнадзор, но и Роспотребнадзор 

— еще один возможный штраф. 

сейчас 60-100 тысяч рублей (ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ), а будет еще 30-50 тысяч рублей.