Meta и экстремизм
Автор:
Юрист
Арина Волкова
В Рунетлексе с 2021 года
В решении суда сказано, что деятельность компании признана «экстремистской в части размещения, распространения и непринятия мер по блокировке материалов, содержащих призывы к насильственным действиям экстремистского характера в отношении граждан РФ и изменения основ конституционного строя, вследствие чего такая противоправная деятельность должна быть прекращена».
Что это значит и какие у этого последствия?
В судебном решении прямо указано, что соответствующие меры судебной защиты не ограничивают стандартное использование сервисов как физическими, так и юридическими лицами.
Удалять свои аккаунты или приостанавливать их работу не нужно.
Прямого запрета размещать на сайтах логотипы сервисов нет, но как в этой части сложится практика по-прежнему непонятно
Закон запрещает использовать символику запрещенной организации, однако под такой символикой подразумевается символика, описание которой содержится в учредительных документах организации. Что содержится в учредительных документах Meta, нам не известно.
Сама организация для действия указанного запрета должна быть включена в перечень Минюста. Meta в данный перечень не включена. В целом в этот перечень входят только общественные объединения и религиозные организации, к которым коммерческая иностранная компания Meta не относится.
Вопрос о том, могут ли быть признаны символикой запрещенной организации товарные знаки коммерческой компании, остается открытым. По нашему мнению, правовых оснований для такого запрета нет, но как сложится практика в данной части пока непонятно.
Рисковать и оставлять на своих сайтах логотипы Facebook и Instagram мы не советуем.
Фактически запрещенной остается только экстремистская деятельность в Facebook и Instagram. Оплата рекламы продуктов у блогеров не должна подпадать под запрет, так как она не направлена на финансирование экстремистской деятельности.
Финансированием экстремистской деятельности по ст. 282.3 УК РФ с высокой вероятностью может быть признана оплата рекламы непосредственно компании Meta. Например, оплата таргетированной рекламы.
Однако с учетом рисков и сохраняющейся неопределенности мы рекомендуем не размещать рекламу в Facebook и Instagram до появления разъяснений со стороны Генпрокуратуры или какой-либо практики по данному поводу.
Ранее несколько российских средств массовой информации со ссылкой на пресс-службу Роскомнадзора сообщили о необходимости маркировать Meta как запрещенную в РФ организацию.
Официального заявления со стороны Роскомнадзора по этому поводу не было. На портале пресс-службы регулятора также нет какой-либо информации об этом.
Даже если позиция Роскомнадзора действительно такова, обязанность проставлять соответствующую маркировку возложена только на зарегистрированные средства массовой информации.
Если ваш сайт/блог не зарегистрирован как СМИ, под данные требования он не подпадает. Регистрация в качестве СМИ является добровольной.