Право на фото. Как безопасно использовать изображения из интернета.
Статья о том, как снизить риск претензии от правообладателя, выбрать вид лицензии на фотостоке и что делать, если получили письмо с требованием компенсации.
Охрана изображений
Изображения в интернете охраняются авторским правом. Они являются результатом творческого труда и выражены в объективной форме (в нашем случае – цифровой). Использовать изображения без разрешения автора или иного правообладателя в коммерческих целях нельзя.
Использование изображения с лицом человека является нарушением прав изображаемого (личные неимущественные права). Изображение человека защищено ст. 152.1 ГК РФ, которая регулирует использование (публикацию) человеческого облика. Для этого необходимо согласие, за исключением определенных случаев, предусмотренных законом. Подробнее мы писали тут.
Также изображения с лицом человека могут рассматриваться как его биометрические персональные данные. По общему правилу, использование такого изображения разрешено только с согласия человека, который на нем изображен, согласно ч. 4. ст. 9 ФЗ № 152 - ФЗ “О персональных данных”.
Фотостоки и лицензии
Очевидный источник изображений для коммерческих целей – фотостоки.
Они действуют как посредники между авторами и пользователями, регулируя юридические вопросы и взимая плату за использование лицензий. Лицензия является соглашением, в котором определено, каким образом можно использовать изображение.
На бесплатных фотостоках распространена лицензия Creative Commons. Важно обращать внимание на ее вид: в одних случаях разрешается использовать изображения в любых целях без оплаты и согласования с автором, в других – только в некоммерческих.
Лицензия Creative Commons имеет шесть разновидностей:
Creative Commons Zero (CC0)
Изображения можно изменять, распространять без ограничений и использовать в коммерческих целях без указания авторства.
Creative Commons Attribution (CC-BY)
По этой лицензии изображения можно редактировать, создавать на его основе другие изображения, использовать в коммерческих целях, но необходимо указывать имя автора.
CC Attribution Share Alike (CC-BY-SA)
Ее буквальный перевод предполагает указание авторства и сохранение условий. Эта лицензия похожа на предыдущую, но есть одно важное отличие: Share Alike означает, что если вы создаете новое произведение на основе бесплатного изображения, вы обязаны распространять его только по той же лицензии CC-BY-SA. Иными словами - бесплатно.
CC Attribution Non-Commercial (CC-BY-NC)
С этой лицензии заканчивается использование в коммерческих целях. Само название лицензии указывает, что изображения могут использоваться исключительно в информационных, учебных и иных некоммерческих целях. Необходимо обязательно указывать имя автора.
CC Attribution Non-Commercial Share Alike (CC-BY-NC-SA)
Изображение можно изменять, но обязательно указывать автора. Нельзя использовать в коммерческих целях, а созданный на его основе новый контент разрешается распространять только по аналогичной лицензии.
CC Attribution Non-Commercial No Derivatives (CC-BY-NC-ND)
Изображение нельзя использовать в коммерческих целях, автора нужно указывать, нельзя создавать производные произведения. Разрешается использовать только в некоммерческих личных целях.
На платных фотостоках другие лицензии:
Royalty-Free (Стандартная лицензия)
Позволяет использовать изображения в коммерческих целях неоднократное количество раз, за исключением случаев печатной продукции, тираж которой не превышает 500 тысяч экземпляров (например: постеры, открытки, упаковка для подарков, календари, стикеры, футболки или сувенирные магниты).
Extended Royalty-Free (Расширенная лицензия)
Вот эта лицензия необходима как раз для печатной продукции.
Важный момент: право использования изображения из платного фотостока предоставляется тому, кто акцептовал и оплатил лицензию.
Если оплату произвел не конечный заказчик, а его подрядчик, то права получает последний. Чтобы не нарушить права автора, необходимо проверять, есть ли в лицензии право сублицензирования.
Работа с подрядчиками
В договоре с создателями контента (фотографами, дизайнерами, SMM-специалистами, контент-мейкерами и другими подрядчиками) особое внимание необходимо уделить разделу об интеллектуальных правах.
В нашей практике был случай, когда фотограф требовал от заказчика отдельной компенсации за использование фотографий в коммерческих целях. В другой ситуации дизайнер применил наработки из проекта одного заказчика в работе с другим и это вредило репутации обоих.
В таблице ниже – риски и способы их уменьшения с помощью договора:
Если пришла претензия
Необходимо разобраться в трех вопросах:
Кто направил претензию?
Если отправитель не является автором изображения, необходимо запросить доверенность на представление интересов.
Где было взято изображение?
Если это фотостоки, еще раз изучите правила лицензионного соглашения. Обычно они находятся в подвале сайте.
Например, в некоторых случаях может быть запрещено сублицензирование. Это означает, что если изображение куплено физлицом, то разместить его на сайте компании нельзя.
Также «бесплатные» изображения чаще всего разрешено использовать только в некоммерческих целях.
Обоснованы ли требования автора претензии?
Если лицензионное соглашение фотостока не нарушено, напишите об этом автору претензии и приложите ссылку на изображение, лицензионное соглашение и подтверждение оплаты (если изображение было куплено).
Автор претензии может не принять этот довод, поскольку не давал фотостоку согласие на распространение изображения. В этом случае пишите в поддержку фотостока и привлекайте ее к участию в споре, а также требуйте компенсировать расходы.
Выводы
Перед использованием изображений из интернета изучите лицензию фотостока. Ищите лицензии, которые разрешают коммерческое использование изображения, а также его сублицензирование (передачу прав третьим лицам).
Рекомендуем указывать автора и сток, из которого берется изображение. Бывают случаи, когда изображения добавляют в стоки без согласия правообладателя. При возникновении претензий указание имени автора и названия стока обоснует добросовестность.
Если подрядчик создает для вас контент и использует изображения из интернета – внесите в договор пункты из таблицы выше. Также самостоятельно регистрируйтесь и оплачивайте изображения на платных стоках.
Если получили претензию – не паникуйте и не вступайте в переписку с автором до того, как внимательно изучите ее текст.