Зачем регистрировать товарный знак

Товарный знак — инструмент бизнеса, который помогает закрепить место на рынке, повысить стоимость бренда и защитить его от конкурентов. 
Если у бизнеса нет товарного знака, то со временем его бренд затеряется среди множества копий конкурентов, а судебная защита будет сложнее и дороже. Но основной риск даже не в этом, а в получении запрета на использование обозначения собственного бренда.


Преимущества регистрации.

По закону товарный знак позволяет индивидуализировать товары или услуги определенного бренда и получить правовую охрану для этого обозначения (ст. 1477 ГК РФ). 
Правообладателю товарного знака принадлежит исключительное право на его использование, что позволяет ему:

– Запрещать другим использовать товарный знак или похожее на него обозначение;
– Взыскивать компенсацию за нарушение прав;
– Претендовать на домен, который содержит товарный знак.

Варианты использования товарного знака представлены в схеме ниже.




Правообладателем товарного знака может стать как юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, так и, с недавнего времени, физическое лицо.


Отсутствие регистрации.

Отсутствие регистрации товарного знака может иметь разные последствия: от репутационных рисков до запрета на использование бренда.
Незащищенный бренд может стать целью недобросовестных действий со стороны третьих лиц:

– Конкурент может продвигать свои товары, маскируясь под другой бренд. Это отразится на доверии клиентов, ведь неоригинальный товар вряд ли будет соответствовать качеству оригинала;

– Мошенники могут создавать фишинговые сайты для обмана покупателей. Наличие зарегистрированного товарного знака позволяет ускорить блокировку таких ресурсов провайдером;

– Может быть утрачено право использовать бренд, если другой бизнес зарегистрирует его обозначение раньше. При этом новый правообладатель может потребовать выплаты компенсации за нарушение его прав;


Кейс №1

Предприниматель А. в 2017 году решил выпустить настольную игру «Что за мем?». Он разработал продукт, заключил договор с дизайнером и полиграфией, получил первые экземпляры игры и вышел на маркетплейс. 


Дела у предпринимателя А. шли хорошо, но в 2023 году он получил исковое заявление от предпринимателя Б. о нарушении прав последнего на использование товарного знака «Какой ты мем?»


Предприниматель А. за три инстанции судебного процесса прошел все стадии принятия. Сперва доказывал, что начал использовать обозначение раньше. Затем убеждал суд, что именно его права нарушили. В итоге признал, что права нарушены, но просил уменьшить сумму компенсации.


Суд принял решение о запрете использовать предпринимателю А. похожее на товарный знак предпринимателя Б. обозначение и об обязанности выплатить предпринимателю Б. компенсацию в размере 5 миллионов рублей.


Предприниматель Б. заимствовал идею (которая не охраняется законом) и начал бизнес позже, но зарегистрировал товарный знак, впоследствии использовав это против конкурента.


Источник: Постановление Суда по интеллектуальным правам от 28.11.2023 № С01-2216/2023 по делу № А46-16643/2022


Кейс №2

Иногда товарный знак выступает в роли инструмента для борьбы с бывшим партнером. 
Предприниматель А. заключил с предпринимателем Б. договор авторского заказа на запись обучающих лекций к его курсу под брендом «Getway». 
Со временем предприниматель Б. решила работать без посредника и выпускать курсы самостоятельно. Для дополнительной защиты она зарегистрировала товарный знак «Getway Online» и подала жалобы на блокировку ресурсов Предпринимателя А., где использовалось обозначение «Getway».


Предприниматель А. решил оспорить регистрацию товарного знака, так как посчитал, что регистрация товарного знака “Getway Online” является актом недобросовестной конкуренцией. В подтверждении своих слов он приложил достаточную доказательную базу, в том числе соглашения с Предпринимателем Б. и подтверждение прав на сайт.


Это история с хорошим концом. Предпринимателю А. удалось оспорить регистрацию товарного знака  “Getway Online”. Решение устояло в трех инстанциях. Но весь процесс стоил Предпринимателю А. 167,666 рублей судебных расходов и 1,5 года судебного процесса.


Источник: Постановление Президиума Суда по интеллектуальным правам от 11.08.2023 N С01-1232/2023 по делу N СИП-1048/2022


Выводы

Регистрация товарного знака необходима, если бизнес продвигает товары/услуги под своим уникальным брендом, имеет широкую клиентскую базу, и для него важна защита от копирования конкурентами. Регистрация – это инвестиция в развитие бизнеса.


Автор:

Юрист
Марьяна Чутора

В Рунетлексе с 2023 года