Может ли юрист принимать решения за клиента

Однажды мы увидели на сайте клиента форму подписки на рекламную рассылку по электронной почте. Все бы ничего, но под формой рассылки нет фразы “нажимая на кнопку “подписаться”, я выражаю согласие на рекламную рассылку”. Также не размещен текст согласия на рекламную рассылку.

Однако рекламные рассылки можно рассылать только с предварительного согласия абонента. При этом, если клиент не докажет, что он получил согласие пользователей на рассылку, считается, что такого согласия не было (ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ “О рекламе”).

Если пользователи пожалуются в ФАС на рассылки без согласия, то клиент может получить штраф по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ:

  • на генерального директора - от 4 000 до 20 000 рублей;

  • на организацию - от 100 000 до 500 000 рублей.

Суммы штрафов очень неприятные. Не хотелось бы, чтобы с нашего клиента их взыскали.


Что мы сделали

Мы сообщили клиенту, что рекламная рассылка без согласия пользователей нарушает законодательство о рекламе, и клиент рискует из-за этого получить штраф (указали размеры штрафов). Также мы предложили клиенту:

  • подготовить для него более подробную консультацию по рискам и способам их уменьшения. В более подробной консультации привести практику ФАС и судов по аналогичным нарушениям и примеры правильного оформления формы подписки на рассылку на сайте;

  • подготовить текст согласия на рекламную рассылку и показать, как правильно его разместить.


Дальше возможно следующее развитие событий:

  1. Клиент сразу отказался от подробной консультации по рискам и сказал, что ничего менять не будет.

  2. Клиент попросил подготовить более подробную консультацию по рискам. По результатам подробной консультации клиент:

  • попросил разработать согласие на рассылку и показать на примерах, как правильно размещать его, или;

  • отказался что-то менять.


Вывод

Мы можем грустить, злиться или переживать из-за того, что клиент не хочет устранять какие-то нарушения закона. Но не стоит высказывать клиенту свое мнение по его позиции. Наша задача - показать клиенту:

  • есть проблема;

  • если проблему не решить, у клиента возникнут определенные риски;

  • мы можем помочь решить проблему, если клиент согласен.

Но решение по рискам принимает только клиент.

Автор:

Юрист
Юлия Рашкина

в Рунетлексе с 2021