Обжаловать или подать заново?
Когда мы подаем в государственные органы заявление на регистрацию (например, программы для ЭВМ, перехода права), об изменении сведений в государственных реестрах или аккредитацию в государственные органы, иногда сталкиваемся с отказом или возвратом документов.
Бывают случаи, когда отказ или возврат явно незаконные, например:
орган указывает, что к заявлению приложены не все документы, хотя все документы приложены;
орган пишет, что документы или материалы приложены к заявлению в неправильном формате, хотя все документы или материалы соответствуют требованиям;
по мнению органа, заявление подписано неуполномоченным лицом, хотя на самом деле подписант вправе подписывать заявление.
В таких ситуациях хочется сразу пойти восстанавливать справедливость и обжаловать решение в вышестоящий орган или сразу в суд, если закон это допускает.
Но обжалование не всегда бывает выгодно клиенту по следующим причинам:
клиенту важно получить результат как можно скорее. Подать заявление заново чаще всего быстрее, чем обжаловать отказ;
часто клиент не готов тратить деньги и время на судебные разбирательства.
Из практики мы вывели несколько случаев, когда мы советуем клиенту подать документы заново:
когда высока вероятность того, что орган отказал по недосмотру (например, пропустил документ, невнимательно изучил документы и т. п.);
когда срок обжалования отказа гораздо больше, чем срок рассмотрения нового заявления;
если подали документы в конце года. Некоторые органы намеренно возвращают документы или приостанавливают регистрацию перед новогодними праздниками.
В некоторых случаях мы не рекомендуем переподавать документы, если из-за более поздней подачи положение клиента существенно ухудшится, например:
клиент перестает соответствовать критериям для регистрации или аккредитации;
клиент утратит право на подачу заявления.
Но в любом случае мы не принимаем решение за клиента. Если мы понимаем, что отказ органа незаконный, то:
объясняем клиенту, почему отказ незаконный;
предлагаем клиенту два варианта: обжаловать отказ или переподать документы;
рассказываем клиенту о плюсах и минусах каждого варианта;
если мы не рекомендуем подавать документы заново, то объясняем почему.
Автор:
Юрист
Юлия Рашкина
в Рунетлексе с 2021