Обжаловать или подать заново?

Когда мы подаем в государственные органы заявление на регистрацию (например, программы для ЭВМ, перехода права), об изменении сведений в государственных реестрах или аккредитацию в государственные органы, иногда сталкиваемся с отказом или возвратом документов.


Бывают случаи, когда отказ или возврат явно незаконные, например:

  • орган указывает, что к заявлению приложены не все документы, хотя все документы приложены;

  • орган пишет, что документы или материалы приложены к заявлению в неправильном формате, хотя все документы или материалы соответствуют требованиям;

  • по мнению органа, заявление подписано неуполномоченным лицом, хотя на самом деле подписант вправе подписывать заявление.


В таких ситуациях хочется сразу пойти восстанавливать справедливость и обжаловать решение в вышестоящий орган или сразу в суд, если закон это допускает.


Но обжалование не всегда бывает выгодно клиенту по следующим причинам:

  • клиенту важно получить результат как можно скорее. Подать заявление заново чаще всего быстрее, чем обжаловать отказ;

  • часто клиент не готов  тратить деньги и время на судебные разбирательства.


Из практики мы вывели несколько случаев, когда мы советуем клиенту подать документы заново:

  • когда высока вероятность того, что орган отказал по недосмотру (например, пропустил документ, невнимательно изучил документы и т. п.);

  • когда срок обжалования отказа гораздо больше, чем срок рассмотрения нового заявления;

  • если подали документы в конце года. Некоторые органы намеренно возвращают документы или приостанавливают регистрацию перед новогодними праздниками.


В некоторых случаях мы не рекомендуем переподавать документы, если из-за более поздней подачи положение клиента существенно ухудшится, например:

  • клиент перестает соответствовать критериям для регистрации или аккредитации;

  • клиент утратит право на подачу заявления.


Но в любом случае мы не принимаем решение за клиента. Если мы понимаем, что отказ органа незаконный, то:

  • объясняем клиенту, почему отказ незаконный;

  • предлагаем клиенту два варианта: обжаловать отказ или переподать документы;

  • рассказываем клиенту о плюсах и минусах каждого варианта;

  • если мы не рекомендуем подавать документы заново, то объясняем почему.


Автор:

Юрист
Юлия Рашкина

в Рунетлексе с 2021