Что делать, если фотографии вашего товара публикует другой продавец на маркетплейсе?
Представьте, что вы тщательно подбирали фотографа, чтобы сделать красивые карточки для товара и разместить их на маркетплейсе. Все было хорошо до тех пор, пока вы однажды не увидели эти фотографии на аккаунте другого продавца. Мы разберем указанную ситуацию на примере популярного маркетплейса Ozon, расскажем вам законны ли подобные действия и какие меры можно предпринять чтобы удалить фотографии с аккаунта продавца-нарушителя.
Автор:
Юрист
Ани Ароян
В Рунетлексе с 2022 года
Размещение чужих фотографий - это нарушение заверений и гарантий между Ozon и продавцом по договору. Согласно нему продавец должен:
1. получить исключительное право, лицензию или иные необходимые согласия на использование изображения третьих лиц (п.1.3 раздела Требования к товару; п. 11 раздела Заверения и гарантий).
2. не нарушать требования законодательства РФ, законные интересы и права третьих лиц на результаты интеллектуальной деятельности и заверяет, что они допустимы для размещения в сети Интернет (п.п. “а”, п. 10 раздела Заверений и гарантий).
Если Ozon получит претензию и выявит нарушение исключительных прав третьих лиц он может заблокировать карточку продавца-нарушителя, сделав его недоступным для заказа (п.п. “г” п. 12 раздела Заверений и гарантий).
– Если продавец нарушил права третьих лиц на результаты интеллектуальной деятельности, то он принимает на себя возмещение убытков, издержек, расходов, в том числе тех, которые возникли у Ozon (п. 4.2. раздела Об ответственности сторон).
– Продавец - нарушитель обязуется самостоятельно и за свой счёт устранять любые претензии в связи с нарушением прав или законных интересов третьих лиц или любого заверения (п.п. "в" п. 12 раздела Заверений и гарантий).
Нужно решить, что вы хотите:
– Если нужно добиться удаления фотографий с карточки с маркетплейса, то следуйте инструкции ниже.
– Если нужно кроме удаления фотографий с карточки получить компенсацию за нарушение исключительных прав, то потребуется подать претензию и при игнорировании требований направить исковое заявление в суд.
1. Зафиксировать нарушение
– это можно сделать через приложение (например, Shotapp), у нотариуса или с помощью скриншота. В последнем случае данное доказательство будет являться менее надежным, если вы в дальнейшем примите решение о предъявлении искового заявления в суд.
2. Найти подтверждения принадлежности фотографий.
Вам нужно доказать право на фотографии и в этом могут помочь:
– договор с фотографом (например, авторского заказа);
– наличие исходников с указанием авторства, времени и даты (например, в формате RAW);
– дата публикации фотографии на вашем аккаунте (зафиксированная протоколом) и т.п.
3. Направить претензию Ozon и продавцу - нарушителю
1. По эл. почте (help@ozon.ru);
2. Через телеграмм-бота (https://t.me/Ozon_support_bot), следует учитывать, что данный вариант менее надежный, так как по почте суду легче идентифицировать администрацию в случае подачи искового заявления так как заверения почты более привычный вариант доказательства;
3. В письменной форме на юридический адрес (реквизиты Ozon), в таком случае следует не забыть о том, что нужно составить опись вложения, а чек об отправке сохранить.
1. Подтверждение нарушения (скриншот или протокол нотариуса);
2. Доказательство принадлежности фотографий вам.
После направления претензии следует дождаться реакции от Ozon и продавца. Срок рассмотрения претензии составляет 30 дней (п. 5.1 ст. 1252 ГК РФ). Если претензию маркетплейс и продавец проигнорировали, то остаются альтернативные меры, например: претензия хостинг - провайдеру, жалоба в административном порядке, в антимонопольную службу, направление искового заявление в суд и др.