Не доверяй глазам своим. Deepfake.
Как дипфейки просочились в нашу жизнь
Автор:
Юрист
Мария Великова
В Рунетлексе с 2021 года
Дипфейк (от англ. deepfake) — созданная, с помощью искусственного интеллекта и нейросетей, реалистичная подмена фото-, аудио- и видеоматериалов. В открытом доступе программное обеспечение, создающее дипфейки, появилось в 2017 году и с тех пор его популярность только растет.
Стремительно увеличивается число случаев использования фото- и видеоизображений, а также аудиозаписей людей без их согласия.
Данную технологию можно использовать как во вред, так и во благо. Помимо мошеннических и не совсем этичных (с пометкой 18+) способов применения, дипфейки пользуются популярностью на телевидении и в кино.
Например, реклама Мегафона, в которой “снимается” лицо Брюса Уиллиса или российский сериал ПМЖейсон, в котором использовали образы Джейсона Стэйтема, Марго Робби, Киану Ривза и Роберта Паттинсона.
На телевидении технология дипфейка часто помогает “оживить на экранах” уже умерших и вообще не существующих людей. Например, оживление Питера Кушинга, который умер в 1994 году, для фильма «Изгой-один: Звездные войны. Истории» или реклама Сбера, где на экранах появился персонаж Жорж Милославский.
Дипфейки неразрывно связаны с правом на изображение. Статья 152.1. ГК РФ предусматривает обязанность брать согласие на использование изображения человека. Однако есть случаи, когда согласие не требуется:
1. изображение используется в государственных, общественных или публичных интересах;
2. изображение получено при съемке в общественных местах/ публичных мероприятиях и не является основным объектом в кадре;
3. человек позировал за деньги.
Так как дипфейки создаются с использованием исходных фото-, аудио-, и видеоматериалов, то стоит упомянуть об авторских и исключительных правах на эти материалы. В этом случае дипфейк по сути будет являться производным произведением и использовать исходник без согласия правообладателя - нельзя (ст. 1260 ГК РФ).
При этом сам дипфейк не должен наносить вред чести, достоинству и деловой репутации гражданина (ст. 152 ГК РФ).
Получается, что легально создавать дипфейки людей можно в следующих случаях:
1. Получить согласие человека на использование его изображения.
2. Получить согласие у правообладателя изображения.
А можно использовать изображение человека, если он заплатил за фотосессию?
Да, можно, но только лицу, которому заплатили за фотосессию, например, фотографу.
А кто даст согласие на изображение, если человека уже нет в живых?
Его ближайшие родственники – дети, переживший супруг, пережившие родители. Обязанность брать согласие на изображение распространяется на всех людей. При этом Пленум Верховного Суда говорит, что если умер и человек и все его ближайшие родственники, то согласия для обнародования и использования изображения брать не нужно.
Как получить это согласие?
Верховный суд отмечает, что согласие представляет собой сделку, а это значит получить его можно как в письменной форме так и в устной. Если согласие получается в устной форме, лучше заранее позаботиться о доказательствах предоставления такого согласия.
Пути защиты, которые сейчас существуют, зависят от конкретных случаев.
Защита изображения гражданина по ст. 152.1. ГК РФ
- Лицо, чье изображение использовали, может потребовать компенсацию морального вреда за нарушение личного неимущественного права.
- Требовать удаления дипфейков.
- Если дипфейк нанес вред деловой репутации, чести и достоинству, то можно потребовать возмещения убытков.
Защита исключительных прав на изображение гражданина, как на объект авторского права.
- Возможность защиты возникает у лица, которое создало это изображение или имеет исключительное право на него.
- Правообладатель может потребовать удалить дипфейк и выплатить ему компенсацию или убытки.
- Требовать удаления может только правообладатель, а люди, чьи изображения использовали, не всегда являются правообладателями, если это конечно не селфи.
Какого-то универсального способа защиты от дипфейков пока нет. Ответственность зависит от обстоятельств создания, распространения дипфейков и степени опасности. В каждом конкретном случае используется свой способ защиты.
Например, в рамках "дорожной карты" развития новых интернет-технологий Цифровой Экономики России МВД к концу 2022 года планирует получить ИТ-разработку по распознаванию дипфейков. Об этом в частности говорится на сайте госзакупок, где указана цена контракта и что компания, выигравшая конкурс, должна изучить признаки фальшивых видео и создать комплекс по их обработке.
В США на федеральном уровне нет какого-либо законодательства регулировало бы дипфейки, однако в отдельных штатах правовые нормы уже есть. Например, в штате Вирджиния принят законопроект запрещающий дипфейки порнографического содержания, а в Калифорнии принят закон запрещающий публиковать дипфейки с манипуляциями в политических целях.
Также в США уже проводятся тестирования на лучшую технологию по обнаружению дипфейков. Этим занимаются Facebook (*признан экстремистской организацией и запрещен на территории РФ), Microsoft, Amazon.
В Китае всё намного строже. Власти Китая объявили любую публикацию заведомо ложной информации, в том числе дипфейков, уголовным преступлением. Соответствующий закон вступил в силу 1 января 2020 года. По новым правилам, такой контент должен содержать отметку о том, что его создали благодаря VR или нейросетям. Это к слову, произошло в связи с мошенничеством налоговыми декларациями на 72, 6 млн $ :).