база знаний
Смотреть все
вернуться назад

Как общаться с юристом оппонента

В судебно-претензионной работе небольшие нюансы иногда могут иметь большое значение. Один из таких нюансов – общение с юристом оппонента. То, как мы выстраиваем общение, может влиять и на результат спора. Делимся несколькими правилами такого общения, которые сформировали для себя.

Автор:

Юрист
Артур Бабалов

В Рунетлексе
с 2021 года

Интересы доверителя первичны

Все действия юриста должны быть направлены на защиту интересов доверителя. Это важно помнить при общении с юристом оппонента. Наши действия не должны вредить доверителю, поэтому сначала мы должны понять цели доверителя.

Мы обсуждаем с доверителем:

  1. чего он хочет добиться и почему;
  2. готов ли он в чем-то уступить оппоненту;
  3. какой будет план действий.

Только обсудив вопросы выше, мы можем общаться с юристом другой стороны и доносить нашу позицию.

Пусть юристы общаются между собой

Лучше, чтобы юрист снял с доверителя необходимость взаимодействовать с юристом оппонента. Доверитель участвует в формировании позиции, но доносить ее должен юрист. Это точно поможет сохранить доверителю оставшиеся нервы. 

Однако если доверитель искренне хочет участвовать в общении с юристами оппонента, то не стоит его ограничивать. Главное, заранее договориться о позиции, чтобы не было неловких ситуаций.

Попробуйте поговорить голосом

Порой общение в формате “претензия – ответ на претензию” не сильно способствует разрешению конфликта. Особенно, если претензию получили вы.

Попробуйте поговорить с другой стороной: в zoom или по телефону. Общаясь таким образом и по-настоящему слыша друг друга, стороны значительно увеличивают шанс разрешить конфликт миром. 

Это работает даже в суде. Мировое соглашение, как мы помним, можно заключить на любой стадии процесса.

Правовой спор – это не личный конфликт

Важно помнить, что юрист другой стороны – это ваш коллега, который тоже делает свою работу, поэтому стоит вести себя корректно и вежливо.

Не задевайте личность другого человека. Даже если он недостаточно компетентен в том, в чем должен разбираться. Конечно, этим можно потешить свое самолюбие. Однако лишить доверителя возможности решить спор миром из-за такого поведения как минимум непрофессионально.

Оградите доверителя от неадекватного поведения

Если юрист оппонента хамит, грубит и переходит на личности, то общение лучше снизить или вообще исключить. Общаться только в зале заседаний под аудиозапись и протокол. 

Не стоит поддаваться на провокации ни в заседании, ни в кулуарах, а доверителя нужно максимально оградить от всего этого и принимать удар на себя.

Не упускайте возможность договориться

Если есть возможность разрешить спор мирным путем, то не стоит отказываться от нее. Если доверитель готов на это, то задача юриста помочь ему, а не мешать. 

Цель – не выиграть суд, цель – решить задачу доверителя.